Франция: Поздняя готика (конец 14-15 вв.)

XIV в. — мрачная пора в истории Франции. Столетняя война, военные поражения, крестьянские восстания, междоусобицы, чума и другие события тяжело отразились на всей жизни страны. С трудом собранное государство вновь начало распадаться. Большие территории его захватила Англия, и только в начале XV в. началось их освобождение, связанное на севере с именем народной героини Жанны д'Арк. В это время заканчивались начатые раньше постройки или перестраивались и достраивались уже выстроенные здания (башни Реймского, боковые капеллы Амьенского соборов, работы в Бовэ и т. д.) В XIV в. был закреплен «лучистый» стиль французской готики, но ничего нового создано не было. Период поздней готики начался во Франции к концу XIV в. и продолжался весь XV в. Основные особенности архитектуры этого периода сводятся к следующим.

Каркасная система, ставшая основой строительства крупных храмов в предыдущем периоде, начинает трактоваться с точки зрения уже не ее тектонических, а главным образом декоративных возможностей. Зодчие в своем стремлении максимально облегчить объемы и массы стали их зрительно растворять в декоративных формах или маскировать декоративными элементами.

Как следствие этого, умножается количество декоративных деталей и членений, которые теряют тектонический смысл. В частности, характерны увеличение числа членений окон и усложнение рисунка их переплетов, приобретающих криволинейные, вытянутые, «пламенеющие» формы или формы «рыбьего пузыря», увеличение количества фиалов, вимпергов, превращение капителей в декоративные пояса с натуралистическим растительным орнаментом.

Начинают применяться арки различного очертания; стрельчатая арка перестает быть непременным атрибутом готики. Во Франции основным сводом остается крестовый, но и здесь начинают применять звездчатые, сетчатые своды.

Одновременно с этим нарастает и другая — противоположная — тенденция: стремление к упрощению форм и отдельных элементов. Столб нередко без капители переходит в архивольт и в нервюры; гладкий ствол как бы постепенно разветвляется (Сент Этьен в Бовэ, церкви в Конше, Мерсо и др.) или нервюры упираются в небольшие кронштейны (Льеж). Вертикализм и линеарный характер композиции становятся господствующими.
Некоторые из этих черт, взятые отдельно, можно было наблюдать и в более ранних постройках XIV в., но характерными для готических сооружений они стали лишь с конца XIV в.

К позднеготическим памятникам Парижа относится башня Сен Жак. Расположенная на углу улицы Риволи и Севастопольского бульвара, эта башня - единственная сохранившаяся часть монастырской церкви Сен Жак, построенной в 1508— 1522 гг. До возведения Эйфелевой башни она служила видовой вышкой. Над простым цоколем высится ее трехъярусный массив 53-метровой высоты, укрепленный по углам уступчатыми контрфорсами верхняя часть которых украшена фиалами позднеготического типа на чрезмерно тонких колоннах.

Наиболее интересными и характерными памятниками поздней готики во Франции можно считать две церкви Руана — Сент Уан и Сен Маклу.

В Нормандии, и в первую очередь в ее столице Руане, от XV в. осталось много памятников. Кроме церквей Сен Маклу и Сент Уан в Руане были построены церкви Сен Жерве, Сен Бенсан, а также знаменитая южная башня собора, названная «Масляной башней». К XV в. относятся и пользующиеся широкой известностью обильно украшенные скульптурой порталы боковых фасадов собора: северный, так называемый портал Букинистов, и портал Календ.

Помимо Нормандии, в других областях Северной Франции сохранилось большое количество памятников XV в., типичных для «пламенеющей» готики. Таковы монастырская церковь Нотр-Дам-де-л'Эпин близ Руана, перестроенный в XV в. хор монастырской церкви Мон-Сен-Мишель, церковь в Конше, без трифориев, с гладкими опорами, церковь в Кодбеке с ее парадным ярусом трифориев, гладкими цилиндрическими столбами и т.д.

Как пример декоративной перегруженности можно привести небольшую церковь в Рю, где контрфорсы буквально растворяются в скульптурной декорации, а нервюры сводов образуют свободный орнаментальный рисунок, акцентированный сильно свисающими замковыми камнями.

От тектонической ясности памятников классической поры готики здесь уже ничего не осталось; декоративная обработка конструктивных частей и чрезмерное обилие орнаментальных мотивов свидетельствуют об упадке готического строительного искусства. Но основную характеристику готики дают не эти поздние памятники, а прекрасные, по-своему гармоничные и безусловно тектоничные памятники конца XII в. и всего XIII в. во Франции.