Градостроительство эпохи барокко в Италии

Архитектуру барокко нельзя понять в отрыве от градостроительства этой эпохи, так как характерные для него тенденции и прежде всего новое понимание ансамбля установили новые взаимосвязи между пространством площади, улицы или сада со зданием, что коренным образом отразилось на композиции последнего.

Экономический кризис, охвативший торговлю и ремесленное производство страны, с наибольшей силой сказывался именно на передовых итальянских городах, затормозив их рост и сильно затруднив осуществление широких градостроительных начинаний.

И все же необходимость в обновлении стихийно сложившихся в средние века городов потребовала продолжения начатых в конце XV и 1-й половине XVI в. мероприятий по упорядочению уличной сети, расчистке захламленных территорий, застройке пустырей и по городскому водоснабжению.

Эти утилитарные, обусловленные прямой необходимостью требования в сочетании с идейными и политическими устремлениями католической церкви и светских правителей, привлекавших для осуществления своих задач лучших мастеров, воспитанных на достижениях двухвекового развития передовой архитектурной и художественной культуры Италии, привели к замечательному развитию градостроительного искусства.

Градостроительные идеи Ренессанса, получившие свое выражение в трактатах и утопических проектах "идеальных городов" XV и XVI вв., были реализованы лишь в немногих, хотя и чрезвычайно важных начинаниях (среди наиболее важных конкретных примеров
градостроительной деятельности эпохи Возрождения необходимо отметить планировку новых районов Феррары (архитектор Россетти), перепланировку Пьенцы (Росселино, 1460-1463), а в Риме широко задуманную, но едва начатую реконструкцию Борго (Росселино, возможно при участии Альберти, середина XV в.) и пробивку новых улиц в начале и середине XVI в.), да в ряде замечательных ансамблей, вкрапленных в застройку больших и малых городов (окруженные аркадами площади XV в., двор Бельведера в Ватикане и площадь Капитолия в Риме).

Освоенные ранее формы композиции, положенные в основу отдельных ансамблей, наполняются с конца XVI в. новым жизненным содержанием и смело развиваются применительно к изменившимся историческим условиям и эстетическим требованиям. Вместо характерной для Возрождения тенденции геометризовать планировку города на основе отвлеченной схемы постепенно выявляется стремление ярко выделить наиболее важные узлы города и связывающие их улицы, создав целостную, учитывающую конкретные условия, рожденную на реальной основе и эстетически организованную систему улиц и площадей. Это сразу же сказывается в четком выявлении основных композиционных осей, которые становятся в новую эпоху характерной чертой городской планировки.

Внимание к плоскостному, равнинному расположению города, характерному для идеальных проектов эпохи Ренессанса (Исключение составляет несколько набросков идеальных городов на холмах в трактатах Франческо ди Джорджо Мартини и Марки
), сменяется повышенным интересом к конкретному рельефу, стремлением активно использовать его в архитектурной композиции. Спокойной, обычно прямоугольной форме и замкнутости ренессансных площадей теперь предпочитают полукруглую, овальную или еще более сложные формы, которые легче вбирают в себя улицы, подходящие справа и слева от композиционной оси.

Благодаря этому пространственное воздействие ансамбля так же. как и влияние его главного здания - дворца или церкви, непременно поставленных по оси композиции, распространяется все дальше за ее пределы. Можно сказать, что площадь приобретает все более открытый характер, т. е. все более взаимодействует с городом Особо важно указать, что в искусстве барокко сложилось новое понимание городского ансамбля как закономерно организованного архитектурного комплекса, сложные композиционные связи которого с окружением раскрываются наблюдателю лишь во времени, при его движении.