Собор Парижской богоматери

Строительство собора Парижской богоматери, начатое в 1163 г. и законченное лишь к середине XIV в., велось несколькими этапами. На острове Ситэ, на месте епископской капеллы св. Стефана был начат хор, завершенный в 1182 г. и еще не имевший венца капелл.

К 1196 г., на втором этапе строительства (1182—1200 гг.), была в основном закончена и западная, пятинефная часть собора, за исключением первых травей.

Тогда же был начат западный фасад, возведение которого заняло первую половину XIII в. и составило третий этап строительства.

В то время промежутки между контрфорсами еще не были застроены капеллами. Аркбутаны имели двойные пролеты. Крыша над галереями имела крутой скат и закрывала собой снаружи большую часть верхней стены среднего нефа со сравнительно небольшими круглыми окнами. Не был закончен и трансепт.

Во второй половине XIII в. началась достройка и отделка собора. В 1258—1270 гг. здесь работали Жан из Шеля и Пьер из Монтрейля; между 1280 и 1330 гг. строительством руководили Пьер из Шеля и Жан Рави. Во второй половине этого периода получил свой окончательный вид трансепт и хор с его венцом капелл и аркбутанами, были усилены контрфорсы хора и опоры внутри собора. Первым из порталов западного фасада был начат портал св. Анны, но и он, и остальные два портала были закончены лишь в 1210— 1230 гг. Порталы трансепта относятся к 1250—1270 гг.

План пятинефного собора имеет форму вытянутого прямоугольника, завершенного с востока плавной полуциркульной линией хора. Трансепт лишь незначительно выступает за границу прямоугольника; венец капелл встроен между контрфорсами, как и капеллы нефа, что придает плану необычную в готике неразрывную конфигурацию.

Травеи (за исключением первой травеи хора) имеют в плане почти квадратную форму. Они перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, которые разделяют их на распалубки (шесть в главном, четыре в боковых нефах). Высота их достигает 32,5 м (в соборе Нуайона — 22 м, в Ланском соборе — 24,5 м). Это типичные для XII в. своды с малой стрелой подъема. Более высокую стрелу подъема имеют стрельчатые своды боковых нефов. Профили нервюр просты и спокойны. Они образуют два трехчетвертных вала по сторонам плоского или острого ребра.

Опорами сводов служат гладкие круглые столбы в хоре и в среднем нефе, круглые столбы с приставными колоннами — в боковых нефах, ромбические и квадратные в плане столбы с приставными колоннами — в первой травее нефа и в трансепте.

Столбы (до 1,4 м в диаметре) не загромождают пространство, но еще сохраняют вид сильно нагруженной опоры. Они имеют развитые капители, высота которых составляет одну пятую высоты столба (рис. 16). Четко расчленены также капители опор галерей (Парижский собор и построенная по его образцу церковь в Манте — последние из больших церквей ранней готики, где для усиления устойчивости конструкции применены галереи).

В конструктивной системе собора ведущую роль играет система опор совместно с усиливающими их контрфорсами и аркбутанами. Однако роль стены, особенно до перестройки собора, была еще довольно велика, и стена, главным образом в среднем нефе, еще сохранила пережитки романской массивности.

Современные большие окна верхней части среднего нефа перестроены в XIII в. Это увеличение оконных проемов повлекло за собой некоторые изменения наружной системы опор - двухпролетные аркбутаны тогда же были заменены однопролетными, смелая дуга которых (больше 10 ж) придает особую выразительность внешнему виду боковых фасадов. Контрфорсы имеют характерную для ранней готики уступчатую форму.

Вертикальные членения боковых фасадов и хора связаны с наружной системой опор сводов. Декоративные элементы в них еще скромны и (особенно на боковых фасадах) просты. Трансепт с обеих сторон имеет порталы, над которыми расположены огромные окна-розы, более сложные по рисунку переплетов, нежели окно-роза западного фасада. Средокрестие увенчано башней, прорезанной двойными окнами и завершенной острым шпилем.

Горизонтальные членения боковых фасадов и хора отмечают двухъярусность здания. Подоконные карнизы имеют форму простого скошенного ребра. Более сложны венчающие карнизы первого яруса (боковых нефов) и основного объема (главного нефа). Но зрительно воспринимаются не они, а поставленные над ними балюстрады открытых галереек, тянущихся вокруг здания. Особенность венчания боковых фасадов и хоровой части составляют сильно выступающие каменные водосбросы в форме полуфигур животных, птиц, людей, принадлежащих, как и фигуры химер двух западных башен собора, каменщикам и скульпторам прославленной парижской школы.

Знаменитый западный фасад собора с его богатой скульптурной декорацией по праву считается лучшим произведением французской ранней готики. Если перестройки и достройки XIII—XIV вв. во многом смягчили пережитки романского стиля в нефах и в хоре, то на фасаде они выступают более отчетливо.

Контрфорсы остаются обнаженными, как и стена вокруг арок порталов. Фасад, в котором преобладают горизонтальные линии и плоскости, имеет два ясно выраженных яруса.

Первый из них завершается так называемой «королевской галереей» — арочным фризом, образующим ленту ниш, занятых 28 статуями, аллегорически изображающими родословную богоматери в образах «королей». Примененный впервые в Парижском соборе мотив
«королевской галереи» имел исключительное значение в период борьбы за объединение Франции.

Окно-роза занимает всю плоскость средней части стены над карнизом «королевской галереи». Радиус розы служит модулем для всех основных проемов фасада (ширина двери среднего портала, ширина окон второго яруса, ширина аркад, галереи, окон башни, их высота).

Над вторым ярусом уже на последнем этапе строительства была поставлена высокая аркада на тонких колонках. Эта аркада, хотя она и резко меняет характер фасада, служит прекрасным переходом от тяжелых масс нижних ярусов к вертикали башен. Аркада несет на себе венчающим карниз, который одновременно служит и служебным обходом-галерейкой, с низкой балюстрадой и со знаменитыми фигурами химер по углам контрфорсов.

Массивное тело башен, срезанное по углам и украшенное тонкими полуколоннами, арочными мотивами, вимпергами и крестоцветами. прорезано высокими парными окнами, встроенными в толщу стены по принципу перспективных порталов. Этот прием, а также наличие декора и обильное применение краббов на ребрах облегчает тяжелую массу башен и делает ее, хотя и далеко не ажурной, как в поздней готике, но динамично выразительной, с ясным устремлением вверх.

Башни завершают общую композицию фасада, в котором ясно ощущается постепенный переход от горизонтальных объемов к вертикальным, от тяжелых масс к облегченным, что сильно отличает его от статичных романских фасадов.

В соборе Парижской богоматери нет и строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий. Фасад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Наиболее широкий из них — средний. Южный сектор (правый) уже северного (левого) примерно на 1,75 м. Различна и высота боковых порталов. Эта разница в высоте смягчается наличием простого фронтонного мотива над арками северного портала, выложенного из камней, выступающих ребром.

Скульптурные украшения — статуи (выполненные взамен утраченных по рисункам Виолле ле Дюка в XIX в.) и рельефные украшения ХIII—XIV вв. — не покрывают всей плоскости фасада, как это бывало в романских храмах Южной Франции, а группируются по тематическому плану в местах, где они приобретают тектонический смысл. Так, галерея королей своим спокойным и мощным ритмом как бы стягивает расчлененные контрфорсами массы фасада; статуи святых в порталах поставленные на высоком цоколе, служат одновременно переходом к архивольтам сокращающегося в глубь портала.

Рельефы занимают все поле тимпанов, покрывают архивольты, цоколь среднего портала, стык арок ниш «портала богоматери». По аналогичному принципу украшены и северный и южный порталы трансепта, с той только разницей, что декоративные элементы здесь богаче и легче.

Скульптура Парижского собора, начиная от наиболее ранних, еще романских по характеру, рельефов портала св. Анны и кончая сильно динамичным по композиции тимпаном портала св. Стефана на южном фасаде трансепта, представляет творчество почти двух веков (около 1150—1350 гг.), отражающее нарастание реалистических тенденций в искусстве этого периода. Собор в целом являет живую картину развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости.