Архитектура Ломбардии

Гораздо ближе к северным композициям оказалось в этом отношении второе направление в прогрессивном развитии каменных конструкций, наметившееся к IX в. в другом районе средиземноморского побережья Западной Европы, а именно в Ломбардии, где сводчатые перекрытия стали применяться к принятому и к северу от Альп традиционному типу трехнефной базилики. Ломбардские конструкции проникали на север через Альпы с тем большей легкостью, что окончательно завоеванная Карлом Великим Ломбардия с конца VIII в. стала частью его империи.

Сложившаяся к концу X в. и представленная множеством более или менее сохранившихся, но плохо датированных памятников, архитектура Северной Италии была во второй четверти XX в. тщательно исследована и по географическому признаку названа «ломбардской». К лангобардам она никакого отношения не имеет.

Более чем какие-либо иные германские племена, именно лангобарды оставались верными собственной культурной традиции, вовсе не смешиваясь с населением завоеванной страны. Об их рядовом строительстве почти ничего не известно, а то, что строилось при них местными мастерами, видимо, мало чем отличалось от форм, которые в то время господствовали в Риме и в Равенне. Такая постройка VII в. в Павии, как разрушенная в 1815 г. ротонда «ин Пертика» (около 677 г.), была не более как вариантом ротонды Сант Анджелло в Перуджии (VI в.), в свою очередь повторившей в уменьшенном масштабе римскую ротонду Сан Стефано.

Трехлепестковая апсидальная часть павийской базилики VII в.— вариант многочисленных восточных композиций этого рода.

Скорее о господствовавших в то время в Италии восточных приемах говорит обилие центрических планов. Во всяком случае лангобардское происхождение герцога Арики еще не делает лангобардской его центрическую капеллу в Беневенте, и описываемое современными источниками мастерство кирпичной кладки в Ломбардии коренится скорее в памятниках Равенны, чем в традициях зодчества самих лангобардов, преимущественно деревянного.

Особняком стоит среди памятников времени лангобардов так называемый «лангобардский храмик» — ораторий св. Марии в Чивидале (рис. 8). Наружные формы его очень просты, но интерьер богато украшен. В хоре покоятся на колоннах три параллельных цилиндрических свода, в то время как неф перекрыт крестовым. Важнейшее значение имеют великолепно сохранившиеся лепные фигуры полихромного фриза, энергично смоделированного в глубоком рельефе. Здание обычно приписывается королеве Пельтруде (762—776 гг.), поддерживавшей тесные связи с югом Италии.
Есть предположение, что стуковый рельеф, если не весь памятник, был выполнен неизвестным византийским мастером.

В VII в. подобно вестготам и лангобарды приобщились к господствующей церкви, что вызвало некоторое оживление строительной деятельности. К этому времени в Ломбардии, видимо, уже существовали коллективы строителей, поскольку эдикт короля Ротари (643 г.) упоминает о корпорации строителей (magistri comacini), в которой, подобно позднейшим цехам, регулировались вопросы ответственности, обучения и оплаты. Этимология слова «комачини» не выяснена. Во всяком случае она не связана с озером Комо, как думали раньше. Термин рано вышел из употребления и уже
в X в. был заменен термином «ломбардец», что на юге Европы со временем стало синонимом всякого строителя-каменщика.

С усложнением конструкций и увеличением объема работ росла специализация мастеров, членов артели, что делало коллектив неделимым. Источники богаты сведениями о переезде таких коллективов с места на место, причем практика посылки артелей строителей и мастеров даже в удаленные места впервые возникла именно в Ломбардии. «Magistri comacini» имели давнюю репутацию первоклассных строителей. Им, в частности, принадлежит заслуга создания новой конструкции стены, которую они, в отличие от предшествующей практики, уже не возводили из облицованного бутобетона.

Впервые на Западе именно они стали практиковать сплошную регулярную кладку стены и наряду с различной формой перевязки рядом кирпича ввели продолговатый кирпич византийского типа (opus romanense). Иногда ломбардские строители применяли каменную облицовку, для чего камень раскалывался до размеров кирпича (opus gallicum). Во всех случаях, однако, самое ядро стены представляло собой кладку, хотя и грубую, но выложенную с известной тщательностью. Исследователи отмечают высокое качество раствора, применявшегося ломбардцами.

Прочность стен и опор позволила развить сводостроение тем более, что запас популярных в прошлом античных колонн, плохо соответствовавших сводчатым перекрытиям истощился и в Италии. Своды выкладывались с применением кружал. Основным типом свода оставался крестовый, хотя иногда выкладывались и цилиндрические, причем ломбардцы всегда избегали цилиндрических сводов на очень высоких уровнях. В самой Ломбардии сводчатые перекрытия долго применялись только в апсидальной части здания.

Плоские контрфорсы, лопатки, пилястры, иногда просто незначительные утолщения кирпичной или каменной стены, связанные между собой такими же плоскими арками, а также обегающий все здание аркатурный фриз — вот скупое наружное убранство ломбардских построек. Этот декор членит любые поверхности от стен и фасадов до апсид и башен. Его ломбардское происхождение несомненно, хотя подлинные истоки его лежат, вероятно, в древней архитектуре Востока. Возможно, что в Ломбардию этот типичный для нее декор проник из Равенны. Он стал неизменным конструктивно-художественным элементом ломбардских построек и присутствует всюду, куда проникла ломбардская архитектура, не исключая далекой Скандинавии.

С деятельностью ломбардских строителей связано и возникновение архитектурного типа отдельно поставленной колокольни— «кампанилы», с X в. ставшей принадлежностью каждой церкви, особенно там, где состояние тревоги было хроническим.

Тип цилиндрической колокольни, как предполагают, возник в Равенне. Возможно, что и каролингские лестничные башни были навеяны архитектурой Равенны. Известно, однако, что до появления цилиндрических башен церкви Сан Витале местные бенедиктинцы построили при этом храме, которым они тогда завладели, прямоугольную в плане колокольню типа римской крепостной башни.

В самой Ломбардии цилиндрические башни, принятые в Равенне, не привились и вскоре оказались замененными прямоугольными в плане, с арочными проемами в верхних ярусах. Ломбардские мастера перенесли на стены этих многоярусных кампанил свой излюбленный тектонический декор в форме лопаток, соединенных пристенными арками, и вместе с ломбардским строительным искусством кампанила как архитектурный тип проникла далеко за Альпы.

Наиболее ранняя из сохранившихся ломбардских кампанил — при церкви Сант Амброджо в Милане (в нижних ярусах — X в.).

Колокольня перестроенной в XVI в. миланской церкви Сан Сатиро датируется X—XI вв., а высокая ломбардская колокольня при соборе в Турчелло — 1008 г. Кампанила при монастыре Помпоза, высотой около 50 м, — пример уже зрелых романских форм (1063 г.).

Милан и Верона — вот те пункты, вокруг которых после завоевания государства лангобардов франками концентрировалось развитие ломбардской архитектуры.
Ломбардские церкви — это чаще всего базилики без трансепта и средокрестия. Первоначально простые арки покоились на опорах, лишенных капителей или импостов. Небольшое пространство между апсидой и нефом перекрывалось сводом.

В перестроенной в XII в. большой базилике Сант Амброджо в Милане (рис. 8) между 824 и 859 гг. восточная часть была удлинена путем добавления прямоугольного хора между центральной апсидой и средним нефом. Одновременно к боковым апсидам были пристроены квадратные помещения, причем хор был перекрыт цилиндрическим сводом, а боковые пристройки к апсидам — крестовыми. Снаружи вся восточная часть сооружения получила «ломбардский» тектонический декор.

В одновременной (около 830 г.) несколько перестроенной миланской церкви Сан Винченцо ин Прато (рис. 8, 2), возведенной целиком из кирпича, своды также применены лишь в апсидальной части.

В меньшем масштабе, чем Сант Амброджо, эта же схема была повторена в церкви Сан Пьетро в Альяте (рис. 8, 3) Милана (около 875 г., кампанила — XII в.), однако здесь использованы старые колонны. Под перекрытой сводами восточной частью — крипта, где применен крестовый свод.
Все каменные конструкции сложены тщательно, несмотря на неправильную форму камней.

Перестроенная в самом конце X в. церковь Сан Стефано в Вероне также снабжена криптой. Обход, проходящий по внутреннему периметру апсиды, открывается в апсиду аркадой. Такой же обход апсиды был (около 970 г.) применен в разрушенном ныне иврейском соборе.

Отсутствие каких-либо документальных данных для точной датировки церкви Сан Джордже ди Вальполичелла (близ Вероны) затемняет происхождение таких композиционных особенностей этого интересного памятника (по-видимому, перестраивавшегося между IX в. и началом XII в.), как двойственность ориентации, а также чередование колонн и прямоугольных опор, примененное в восточном отрезке нефа (рис.9). В этой базилике с деревянным перекрытием восточная часть завершена тремя выступающими апсидами, но в западном конце, где в нефе имеются только прямоугольные устои, сохранилась и западная апсида. Является ли эта двойственность ориентации пережитком ранней римской традиции или это отзвук композиционных приемов храмостроения Каролингов?

Кингслей Портер в свое время обнаружил целые серии небольших церквей ломбардского типа в районах Болоньи, Модены, Пармы. Однако консервативность форм и обшей композиции крайне затрудняет точную датировку этих памятников, и она, как правило, колеблется между концом Х в. и XII в.

Несравненно более быстрым и прогрессивным было развитие ломбардской архитектуры за пределами самой Ломбардии и особенно на западном побережье Средиземного моря, где она пришла в соприкосновение с архитектурой мосарабов.


Продажа детских товаров. Коляска jetem.