Бургундия: архитектура романского стиля

Обширные географические пределы этой наиболее творческой и прогрессивной школы простирались от верховьев Сены до Оверни, от границ Аквитании до Савойи и Швейцарии. В стране, богатой памятниками римской античности и великолепным камнем, строительные традиции существовали издавна. В Бургундии, с ее материальными ресурсами и относительно высокой культурой, скрещивались к тому же различные направления строительной практики соседних стран.

Важнейшая особенность всей школы — стремление к базиликальному разрезу. План церквей обычно имеет очертание латинского креста, чаще всего с резко выступающим трансептом. Характерно отчетливо выраженное пространство хора. В крупных церквах монастырского типа, как правило, с XI в. применялся кольцевой обход с венцом капелл, в меньших — бенедиктинский план. Перекрытия — сводчатые, причем в среднем нефе, как правило, свод цилиндрический с подпружными арками. Крестовые своды применялись только в боковых нефах. Исключение составляет группа Везлэ, где и в средних нефах своды крестовые. В интерьере наиболее обычно трехъярусное горизонтальное членение: окна, трифории аркады. Галерей нет.
Силуэт определяется числом и расположением башен,причем постоянного правила, видимо, не существовало. Сдвоенные западные башни встречаются далеко не всегда и чаще всего в сочетании с нартексом (в крупных монастырских церквах). Капители очень близки к коринфским. Пилястры благодаря каннелюрам, так же как и некоторые профили, напоминают римские формы. Бургундская школа рано прославилась своими перспективными порталами, маскировавшими толщину стены, причем в значительных сооружениях перемычки, столбы н тимпаны порталов, отличавшихся красивыми пропорциями, украшались фигурной скульптурой.

Хорошо сохранившаяся монастырская церковь в Парэ-ле-Мониаль (конец XI — начало XII в.) с большим или меньшим сходством воспроизводит основные особенности церкви Клюни-3 (рис. 28). Трехпролетный неф на довольно значительной высоте (27 м) перекрыт повышенным цилиндрическим сводом, а боковые нефы — крестовыми. Над главной аркадой — глухая аркатура. Пропорции кольцевого обхода с его восемью монолитными колонками отличаются изяществом. В нартексе капители четырех полуколонн центральной опоры украшены изображениями фантастических зверей — мотивом, который становится обычным в романской скульптуре Франции. Только низ центральной башни — романский. Верхние ярусы ее — плод перестройки 1886 г.

К масштабам церкви Клюни-3 приближается пятинефная базилика Шаритэ (на Луаре), освященная в 1107 г., но в середине XII в. перестроенная. Вместо прежнего хора был сооружен новый, с кольцевым обходом и венцом капелл. Великолепный по пропорциям и богатству форм, он составляет главную достопримечательность памятника. Первоначально предполагался двухбашенный фасад с пятью порталами. Но время процветания бенедиктинских монастырей к середине XII в. уже миновало, и многое в базилике Шаритэ осталось незаконченным. Пережив два пожара (1204 г. и 1559 г.), она в 1695 г. подверглась невежественной реставрации.

Другой пример клюнийского варианта бургундской школы — собор в Отене (освящен в 1130 г.), воспроизводящий в интерьере (готические напластования сильно изменили внешние формы собора.) обычную бургундскую схему за исключением кольцевого обхода.

В условиях быстро прогрессировавшей культуры городов со второй половины XII в. влияние клюнийцев стало падать, а вместе с ним стала угасать и творческая сила бургундской школы. Поздние сооружения характеризуются уже преувеличенной динамичностью и перегруженностью форм. В скульптуре появляется манерность (тимпан трансепта в Шарлье, около 1150г., рис. 29).

Менее изысканным, но более мужественным оказалось ответвление бургундской школы, представленное паломнической церковью в Везлэ (рис. 30 и 31). Этот монастырь, основанный еще в 829 г., разбогател в XI в. на обмане, привлекавшем толпы кающихся грешниц к «мощам» Марии Магдалины, которыми он, якобы, завладел. Несмотря на разрушения и полную фантазии реставрацию Виолле ле Дюка (особенно западного фасада), интерьер нефа этой церкви остается одним из важнейших памятников романской архитектуры вообще Существующий неф был построен, видимо, в 1120—1140 гг. (после пожара), а нартекс — около 1150 г. Готическая восточная часть (трансепт и хор с венцом капелл) добавленная в XIII в., не только не нарушает целостности общего впечатления, но в сочетании с меньшей высотой нефа создает незабываемый пространственный эффект. Интерьер нефа отмечен благородством линий, скульптурной выразительностью членений и чеканным ритмом подпружных арок, сложенных из белых и темных камней. Это зрелый «средневековый» интерьер по преимуществу, и лучшего места для внушения Людовику VII мысли о крестовом походе Бернар Клервосский не мог бы найти (1146 г.).

В отличие от цилиндрических сводов основной массы бургундских церквей девять травей церкви Везлэ перекрыты сравнительно плоскими крестовыми сводами, разделенными подпружными арками. Наружные аркбутаны пристроены позднее. Свод десятой (восточной) травей—нервюрный, как и своды капеллы св. Михаила в нартексе. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Другая особенность церкви в Везлэ — отсутствие яруса трифориев. Но двухъярусность (аркада и верхние окна) не нарушает эффекта высоты, поскольку стройные стволы, на которые опираются подпружные арки, имеют три яруса членений (помимо капителей, на уровне промежуточного карниза и на уровне пят боковых арок).

Крестовые своды над основным пространством в сочетании с двухъярусностью горизонтальных членений в интерьере применены также в монастырских церквах в Анзи-ле-Дюк (старейшая из всех — около 1090 г.), Сен Лазар в Аваллоне (середина XII в.) и др.

Все каменные работы в романских сооружениях Бургундии выполнены с математической точностью. Эта особенность бургундских построек, а также высокое качество местного раствора обеспечили сравнительную сохранность большого числа небольших приходских и сельских церквей, иногда однонефных, часто с коротким нефом, но почти всегда перекрытых цилиндрическим сводом. Однако с целью укрепления стен, воспринимающих распор
сравнительно тяжелых сводов, часть окон верхнего яруса во многих случаях была впоследствии замурована.