Церковная архитектура итальянского барокко

В церковной архитектуре Италии новый стиль в конце XVI в. развивался по пути, намеченному еще Виньолой в церкви Иль Джезу. Ведущая роль принадлежала базиликальному типу композиции, в котором зодчие стремились к достижению максимальной целостности внутреннего пространства путем укорочения здания и расширения главного нефа и трансепта за счет боковых нефов, которые сводились к ряду капелл или к узким обходам (церковь Сант Андреа делла Вале, церковь Сант Иньяцио в Риме); этим повышалось значение средокрестпя. Купол теперь начинает открываться наблюдателю обычно уже от самого входа.

В архитектурных объемах господствует масса, и широко применяемые как в интерьере, так и на фасадах парные пилястры воспринимаются как пластическая обработка пилона или стены, что усиливается непременной раскреповкой антаблементов. Боковые фасады привлекают меньше внимания и чаще всего скрываются соседними зданиями.

Напротив, главные фасады, теряя строгую связь с построением интерьера (Санта Мариа делла Паче, Сант Марчелло аль Корсо в Риме), наметившуюся в результате долгих исканий, получают самостоятельное значение и решаются с максимальной торжественностью и в связи с композицией площади. Свойственная им монументальная целостность достигается развитием аттиков и волют, разрывами фронтонов и вообще всеми средствами, подчеркивающими во внешнем объеме здания полное господство плотной массы стены над раскрепованными ордерами и собранными в пучки декоративными колоннами; вначале избегают большого ордера и применяют два яруса пилястр, позднее — полу- и трехчетвертные колонны и, наконец,отдельно стоящие колонны.

Со 2-й трети XVII в. тенденции к усилению динамики как в архитектурной массе построек так и в пространстве их помещений усиливаются. Вместо квадрата или прямоугольника в плане церквей (так же, как и отдельных помещений гражданских построек) все чаще применяются овал, ромб или многогранник, углы которых скрываются разного рода апсидами, капеллами и нишами (Сант Андреа аль Квиринале Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме и др.). Это усложняет, делает иррациональной всю композицию и придает ей посредством смены больших и малых, свободных и сжатых помещений своеобразный пульсирующий ритм. Пространство как бы перетекает из одного в другое Усложнению плана в церквах и больших дворцовых помещениях нередко соответствует и усложнение форм купольных и сводчатых перекрытий (Сан Лоренцо и капелла Санта Синдоне в Турине).

Особенности барочной архитектуры — склонность к усложнению пространства и глубинному развитию композиции, к усиленной пластике, богатству и разнообразию архитектурных деталей, к театрализованным эффектам — все это приводит к тому, что формы сооружений подчас утрачивают свои основные тектонические или утилитарные функции, а динамичность и экспрессивность нередко становятся самоцелью.