Церкви цистерцианцев в Польше

Костел цистерцианцев

Постройками переходного периода являются костелы цистерцианцев в Вонхоцке, Копживнице, Енджеюве и Сулейове (конец XII в.— 30-е годы XIII в.).

Костел в Вонхоцке

Костел в Вонхоцке

Костел и зал капитула в Вонхоцке — лучшие сооружения этой группы. Простота общей конфигурации костела и обычное для построек цистерцианцев отсутствие декора сочетаются здесь с замечательным декоративным эффектом цветных стен, сложенных из слоев разной высоты серого и кирпично-красного песчаника. Окна с полуциркульным завершением богато профилированы на откосах. Камни их арок имеют то же чередование цветов.

Костел цистерцианцев в Вонхоцке

Костел цистерцианцев в Вонхоцке

В конструкции костела интересно применение контрфорсов в стене главного нефа, опертых на поперечные арки боковых нефов. Стены боковых нефов также подперты контрфорсами. Этот прием послужил основой для конструкций готической архитектуры Польши. Зал капитула — почти квадратный в плане (7,85X7,50 м).

Его девять крестовых сводов опираются на полуциркульные арки, поддерживаемые четырьмя колоннами. Ребра сводов профилированы. Колонны (высотой 1,56 м) имеют резные капители чередующихся рисунков и базы, украшенные розеттами. Кронштейны на стенах — также резные. Вдоль стен зала идет каменная скамья.

Костел в Сулейове

Костел в Сулейове

Костел в Сулейове

Костел в Сулейове

Костел в Сулейове (1232 г.) — обычная трехнефная базилика с трансептом. Его прямоугольные в плане апсиды вносят еще больше простоты в общий характер здания. Переходный характер архитектуры подчеркивается одновременным употреблением полуциркульных и стрельчатых арок.

Один из интереснейших цистерцианских костелов, трехнефный, восьмитравейный, с трансептом, с полукруглыми апсидами, в котором также наблюдается смешение полукруглых и стрельчатых арок, — костел Св. Ядвиги в Тшебнице (1203—1219 гг.) — содержит блестящие образцы средневековой польской скульптуры. В тимпане портала, где кладка из кирпича сочетается с деталями из белого камня, и в других местах размещены рельефные изображения, которые могут быть поставлены в ряд с лучшими произведениями европейской средневековой скульптуры.