Французская готика: рынки, госпитали и другие хозяйственные здания

Рассмотренными выше типами задний не исчерпывается многообразие средневекового города. В готическую эпоху складывались новые виды сооружений, важные по заложенным в них возможностям дальнейшего развития. К ним относятся гостиницы, госпитали, коллежи, ранние промышленные и крупные хозяйственные постройки, т. е. те объекты, которые первоначально создавались в рамках монастырского строительства, но развитие получили уже в городе как здания гражданской архитектуры.

Влияние монастыря на формирование этих зданий было двояким. С одной стороны, лечение и образование входили в обязанности монашеских орденов, имевших таким образом, непосредственное отношение к строительству зданий. С другой стороны, коллективный быт и ярко выраженный хозяйственный уклон, а также разносторонний характер деятельности монастырей в период их расцвета способствовали тому, что формы монастырской архитектуры стали исходным для многих из этих новых типов зданий.

Черты общественного здания были присущи таким собственно монастырским помещениям, как трапезные, дормитории, залы капитула. Их планировка, структура и архитектурные формы во многом были общими со зданиями светской, гражданской архитектуры. В основе этой общности лежало применение одной и той же конструктивно-пространственной единицы — травеи, как первоначальной ячейки в структуре большинства готических зданий, независимо от их назначения.

Близкие по плану, монастырские помещения различались между собой пропорциями и обработкой деталей, декоративным убранством. Важным помещением был зал капитула. Большой, прямоугольный или квадратный в плане, он имел сводчатое перекрытие и часто разделялся на нефы рядами колонн. Наиболее значительными были залы капитула при соборах.

Среди лучших сохранившихся залов можно указать зал капитула цистерцианского аббатства Фонтенэ.

Трапезные представляли собой продолговатые залы, часто с каменным сводчатым перекрытием, однонефные, а в больших аббатствах в 2 и 3 нефа.

Тот же план имели и дормитории, находившиеся, как правило, на втором этаже, обычно расчлененные на два нефа идущим вдоль зала рядом колонн. Невысокие деревянные перегородки разделяли зал на отдельные ячейки, где помещались кровати (то же расположение сохранилось позднее и в больничных залах госпиталей).

При дормитории аббатства Фонтенэ имелись уборные с отводным каналом, который доходил до реки. Подобным же устройством обладали и многие другие аббатства. Планы трапезных и дормиториев были столь похожи на церковные нефы, что в ряде случаев их перестраивали в капеллы.

К этим монастырским помещениям очень близки по формам постройки хозяйственного назначения - амбары или риги, а также постройки промышленного характера.

Из наиболее ранних сохранившихся зданий промышленного назначения архитектурный интерес представляет кузница в аббатстве Фонтенэ, хозяйство которого имело промышленный уклон (до середины XIX в монастырские пруды приводили в движение механизмы многочисленных мастерских и мельниц, разместившихся в зданиях XII столетия). Двухэтажная кузница расположена к югу от церкви, вдоль водного протока приводившего в движение ее мехи. В первом этаже здания находилась собственно кузница, перекрытая конусным сводом, в верхнем, хорошо освещенном этаже — склады.

Фасады здания просты и отражают его внутреннюю структуру. Здесь, в упрощенном и первоначальном виде, налицо та же тектоническая система построения фасадов, которая присуща и другим монастырским зданиям, таким, как дормитории, госпитали и т. д.

Характерное деление пространства рядами отдельно стоящих столбов или колонн имели и большие монастырские риги или амбары, которые использовались для самых разнообразных надобностей.

Многие из них были обнесены оградой,  имели сторожевые вышки и во время войны служили для крестьян убежищем. Насколько сильно укрепленными могли быть хозяйственные постройки, показывает мельница в Барбасте (XV в.), имеющая характер крепостного сооружения.

В городах, зависевших от аббатств, торговля происходила под кровом таких риг или амбаров, и первые крытые рынки, которые позднее начали возводиться в этих городах с упрочением их самостоятельности, строились по тому же образцу, что и эти сооружения: одни — открытые со всех сторон — состояли из крыши на каменных столбах или деревянных стойках, другие были со всех сторон закрытыми. Много таких рынков возникло в маленьких городах в XIII в. (они были сильно переделаны в XV в.).

К открытым рынкам относятся рынки в Корде (XIV в.) и Крэмье (XV в). Первый из них, отличающийся прекрасными пропорциями своих 24 расположенных в 4 ряда восьмигранных каменных столбов, легко несущих деревянное перекрытие, образует большое крытое пространство, где движение настолько свободно, что местные жители называют его площадью.

В рынке города Фижак (неподалеку от Корда), датируемом XV или XVI в., вместо отдельно стоящих столбов проходит прорезанная аркадой стена, поддерживающая деревянное перекрытие с большим выносом, который образует род навеса вокруг здания.

Больничные помещения строились еще в романскую эпоху (самые старые больницы находились при монастырях), но более широкое строительство госпиталей началось в эпоху готики, когда рост городов, скученность населения и распространение заразных болезней (отчасти занесенных крестоносцами с Востока) потребовали более организованной постановки здравоохранения в городах.

С начала XIII в. в основании больниц и богоугодных заведений, помимо королевского дома и крупных духовных и светских сеньоров, начали принимать участие и богатые горожане. Многие города, соперничая в этом с феодалами, устраивали приюты иногда в новых зданиях, иногда в перестроенных старых. Ряд госпиталей был основан вернувшимися на родину крестоносцами.

Первоначально назначение такого рода зданий было очень разнообразным: они служили одновременно больницей и домом призрения, а некоторые из них, основанные для пилигримов на трассе больших паломничеств в уединенных местах или у запиравшихся на ночь городских ворот, служили убежищем от нападений разбойников и представляли собой род бесплатных караван-сараев.

В XII в. стали отделять прокаженных (вернее тех, кого в то время считали прокаженными) от остальных больных: в начале XIII в. во владениях французского короля насчитывалось около 2000 лепрозориев. Это были первые больницы в современном смысле слова. Они строились вне городских стен, были обнесены оградой и состояли из маленьких келий для больных, небольшой капеллы и дома для персонала. Лепрозории продолжали строиться и в XIV в., но потребность в них становилась все меньше, все большее распространение получали в это время дома призрения, так называемые «божьи дома», обслуживаемые монашескими орденами. Эти «божьи дома» и госпитали строились по образцу монастырских больниц. Среди них сохранился ряд зданий, представляющих значительный архитектурный интерес, как, например, госпитали в Анжере и Шартре (близ собора), монастырская больница в Уркане, госпиталь в Тоннере, дом призрения в Боне.

Значительный по размерам госпиталь в Анжере (1153 г.) представляет собой комплекс зданий, объединенных клуатром и состоящих из больничного зала, капеллы и обширного амбара (построенных несколько позже, в 1184 г.), а также жилых зданий для персонала. Большой трехнефный зал больницы перекрыт стрельчатыми сводами на нервюрах, опирающихся на высокие колонны.

Больничные залы часто были украшены резьбой на капителях и консолях. Роспись стен изображала различные сцены на тему труда по месяцам года. Иногда (главным образом в капеллах) в узорчатую свинцовую оправу окон вставлялись цветные стекла.

Наиболее хорошо распланированная и красивая из монастырских больниц — госпиталь цистерцианского аббатства в Уркане (1230 г.). Это отдельно стоящий зал с примыкающим к нему помещением (видимо, аптеки и кухни). Зал отапливался большим камином, находившимся (как обычно в больничных залах) в центре торцовой стены, и был хорошо освещен двумя рядами окон: верхними с глухими переплетами и нижними, отворявшимися для проветривания. Простые и строгие формы госпиталя в Уркане, характерные для цистерцианских построек и присущие зданиям утилитарного назначения, архитектурно гармоничны. Фасад здания и его интерьер связаны единством ритма и пропорционального строя травей, системы проемов, основных членений.

К концу XIII в. план больничного залп изменяется: в одном помещении объединяются больничная палата и капелла. Такая схема лежит в основе плана госпиталя в Тоннере (1298—1308 гг.) — одного из самых больших во Франции того времени (рис. 85,3 и 86,3). Больничный зал (88 X X 18,6 м) с наружными контрфорсами подобен большому залу замка, с той разницей, что парадное место с возвышением здесь занято апсидой с двумя небольшими капеллами, расположенными в торце зала и перекрытыми каменными сводами. Тип госпиталя в Тоннере стал особенно распространенным в XIV в.

Тот же принцип сочетания больничной палаты с капеллой применен в одном из лучших сохранившихся средневековых домов призрения—госпитале в Боне, сооруженном в 1443—1449 гг. Никола Роленом, канцлером герцога Бургундского (архитектор Жан Рамо). Большой зал с капеллой, помещение для сестер-послушниц три зала и кухня с аптекой расположены вокруг обнесенного галереей на столбах внутреннего двора. В этом уютном и соразмерном дворе сохранились от XV в. кафедра, колодец и умывальная.

Госпиталь построен как большой городской дом, с навесом над входом с улицы; первоначально он был разделен на две половины: собственно больницу для неимущих тяжелобольных и дом призрения. В одном, из крыльев в первом этаже находились отдельные комнаты для платных больных. Помещения для бедных представляли собой большой общий зал с капеллой в торце. Основной материал постройки — дерево. Килевидная деревянная крыша и ее балки были ярко расписаны, а полы выложены орнаментированными плитками.

В это же время продолжали строить, больницы и с раздельными помещениями для больничной палаты и капеллы. По этой схеме построены госпитали в Дижоне (почти одновременно с домом призрения в Боне) и в Иссудэне (1502 г.), где этот прием получил свое окончательное развитие.

Франция по праву гордится древностью своих университетов, из которых Парижский славился уже в средние века. Но если университет, коллеж, школа как учреждения появились рано и получили значительное распространение (помимо имеющихся ныне французских университетов, в то время существовали университеты в Анжере, Авиньоне, Кагоре, Оранже, Доле, Нанте, Балансе, Бурже), то архитектурный тип здания подобного назначения складывался медленно и в готическую эпоху находился еще в начальной стадии развития.

В этом отношении Франция XIV в. сильно отличалась от Англии того же периода, где колледж с его большим залом с возвышением и эркерами приближался по типу к дому знати.

Французские коллежи по своей схеме скорее тяготели к бедным монастырским помещениям, и ранние здания этого рода представляли собой всего-навсего приют для бедных студентов, почти всегда основанный на средства благотворительности. Лишь постепенно туда стали принимать платных пенсионеров; в то же время коллежи были превращены (на средства университетов) в места обучения.

Один из первых и самый известный из парижских коллежей был основан в 1253 г. Робером де Сорбоном: это был построенный на возвышенности Сент-Женевьев дом для бедных студентов-теологов. Вскоре появились коллежи Кальви, Премонтрэ, Клюни, Трезорье, позднее объединенные в университет. В XIV—XV вв. было построено довольно много коллежей и школ в Париже, но почти ни одно из этих зданий не дошло до наших дней.

Коллеж Клюни (также перестроенный) в середине XIX в. еще сохранял клуатр, капеллу и корпус с обширным залом. Двор был окружен более поздними зданиями, возведенными на месте старых трапезной, кухонь, дортуаров. Вход в коллеж, в который попадали через двор неправильной формы, находился в углу. Старые гравюры рисуют здание простым, почти лишенным декора: башенка на углу и окно-роза в щипце — единственные элементы, выходящие за пределы чисто утилитарных.

Небольшой коллеж Мон-Сен-Мишель (XIV в.) в Кане (куда из монастыря приходили монахи преподавать) представляет собой двухэтажное здание с классами в первом этаже, дортуарами и капеллой наверху.

Самое раннее университетское здание в Париже — школа медицины (XV в.), напоминающая трапезную монастыря, с рядом простых колонн, разделяющих помещение по середине, стрельчатыми окнами и деревянным перекрытием.

Библиотека Орлеанского университета (1444—1450 гг.), известная под названием «Диссертационного зала», — редкий пример сохранившегося здания подобного назначения — ранее, вероятно, была окружена другими постройками.