Французская готика: Жилые дома

Жилые дома, как городские, так и сельские строились из дерева, камня (в сельской местности из рваного), а также бывали фахверковыми, в зависимости от наличных местных материалов и строительных традиций.

Городские дома строились в два, три, реже четыре этажа. Наиболее распространенными были деревянные дома, часто с каменным или кирпичным цоколем. Нередко из камня выкладывался весь первый этаж дома, верхние этажи которого строились из дерева или были фахверковыми. В фахверковой конструкции каркас был образован соединением вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами, а заполнением служил кирпич или бутовый камень на глиняном растворе.

В самых старых домах цельные вертикальные брусья проходили по всей высоте дома — система, требующая леса большой длины и исчезающая к XV в. Для домов с подобной конструкцией, часто вызывавшей сжатие и перекос оконных коробок, характерны маленькие окна; их было проще заменять, они были менее чувствительны к колебаниям температуры и изменениям в каркасе дома. Чаше употреблялись брусья высотой в один этаж, что давало большую свободу в расположении помещений, позволяя делать верхний этаж выступающим над нижним. Такие нависающие этажи, опиравшиеся на консольные балки, иногда поддерживались декоративно обработанными подкосами.

Сохранившиеся фахверковые дома относятся ко времени не ранее XV в.. Самые старые из них очень просты; лишь со второй половины XV в. на них стал появляться декор — вначале готический, затем ренессансный. Если в XV в. заполнение фахверка еще оставалось открытым, то к концу века оно скрывается за деревянными панно и весь фасад дома приобретает характер столярного изделия.

Первый этаж обычно был занят под помещения, связанные с профессией владельца (мастерские, лавки) и выходившие на улицу. За ними размещались кухня и боковой проход во двор, часто с винтовой лестницей. На втором этаже находился зал или жилая комната, на третьем — жилые комнаты. Иногда в глубине двора помещался еще корпус, соединявшийся галереей с главным корпусом.

Каменные дома сохранились от XIII в и даже, в более редких случаях, от XII в. Отдельные дома существуют в Руане, Париже; богаче в этом отношении юг Франции.

Изменения в архитектурном облике жилого дома прослеживаются прежде всего в формах окон; простейшие, прямоугольные, были перекрыты перемычкой из цельного камня, длина которого лимитировала ширину окна. Часто эта балка, как в церковных порталах, разгружается аркой, полуциркульной в XII в., позднее — трехцентровой, затем коробовой трехцентровой аркой. Иногда два проема, разделенных колонной, объединяются общей аркой. Начиная с XIII в., окна разделяются на две части горизонтальным каменным брусом оконного переплета; в XIV в. получил распространение переплет, разделенный на 4 части путем введения стойки в середине окна.

В зависимости от примененного материала, назначения, размеров участка и местных традиций можно различить ряд архитектурных типов городского дома. В более ранних постройках дома обращены к улице продольной стороной. Позднее все больше распространяется ориентация дома на улицу торцовой стороной и фасад завершается щипцом или фронтоном. Узкие фасады тесно примыкавших друг к другу домов, зубчатая линия частых фронтонов усиливали впечатление скученности застройки, характерной для улиц средневекового города.

Тип дома, распространенный в Бургундии, Нивернэ и Шампани, характерен для XII в. и заключает в себе черты, переходные от романского к готическому жилищу. Первый этаж — каменный, второй, нависающий, — фахверковый. Дом имеет обширный, перекрытый сводами подвал. Продольные стены выступают из плоскости фасада; выступы их играют роль рамы для фахверка. В плане дом почти квадратный (10 X 11 м). Архитектурные элементы фасада — еще романские по формам, но более свободные по трактовке.

Смежные дома с общими для двух владений стенами были распространены во многих французских городах. Иногда такие сдвоенные дома имели общую крышу, как, например, дом в Монреале (начало XIII в.). Его продольные стены, сильно выступающие из плоскости фасада, обработаны в виде консолей и поддерживают балконы второго этажа.

Уже вполне зрелый тип готического жилого дома представляет собой дом в Амьене на улице св. Мартина, построенный в 1230—1240 гг. из камня. Его парные окна, заполняющие всю ширину двух верхних этажей, сохранились от XIII в. Нижний этаж — реконструкция Виолле ле Дюка. Особый тип составляют дома, лестничная клетка которых образует на фасаде выступающий цилиндрический объем, как бы эркер, — прием, применявшийся и в дворцовом строительстве.

В Реймсе среди других сохранился знаменитый бюргерский дом средневековья — так называемый «Дом музыканта» (1240—1250 гг.), ставший популярным главным образом благодаря своему скульптурному убранству. По сторонам четырех окон второго этажа в неглубоких нишах поставлены пять сидящих фигур с разными музыкальными инструментами. Нижняя часть перестроена.

Другой дом в Реймсе (XV в.) дает характерный пример фахверковой конструкции с нависающими этажами.

Ряд домов XIV в., принадлежавших знати, сохранился в Корде. Здесь графы Тулузские летом размещали свой двор. Дома придворного конюшего, егермейстера, сокольничьего, построенные на лучших, наиболее тихих улицах города, дошли до наших дней почти без изменений в своем наружном облике. Переделки коснулись лишь внутреннего расположения помещений.

Провен, славившийся в средние века промышленностью и торговлей, обладает многими зданиями эпохи средневековья, среди которых одно из наиболее интересных и наилучше сохранившихся — дом Вольюзан (первая половина XIV в.), возможно, служивший гостиницей. Перекрытое сводами большое помещение первого этажа, видимо, предназначалось для хранения запасов. На втором этаже находился зал, освещенный рядом больших стрельчатых окон, в верхней, арочной части остекленных. Жилые комнаты размещались в третьем этаже, под крышей.

Примерами распространенного приема планировки жилого дома, состоящего из двух разделенных двором корпусов, могут служить два дома богатых горожан в Дижоне и Туре, оба относящиеся к XV в.

В первом из них - доме в Дижоне - большое помещение уличного корпуса — новое, построенное на месте старого. Дворовый корпус со сводчатыми комнатами в первом этаже сохранил прежнее расположение комнат: внизу кухня (с колодцем поблизости), вверху — комнаты. Крыша с богато декорированной люкарной покрыта глазурованной черепицей. Деревянная галерея соединяет два корпуса дома, а в углу двора находится каменная винтовая лестница. Ее стержень вверху служит базой для статуи человека, держащего на согнутых плечах корзину, откуда расходятся, как ветви, многочисленные нервюры свода, с которых свисают скульптурные листья, цветы и плоды.

Тот же прием плана применен и в доме в Туре. Под аркадой находится колодец. Винтовая лестница в углу непосредственно связана с коридором, ведущим к главному входу, перекрытому коробовой трехцентровой аркой, над которой устроена ниша со статуей богородицы в богатом обрамлении скульптурного декора.