Культовые постройки Словении

Языческое святилище, остатки которого были обнаружены в г. Птуй (возможно, VII в.), имело размеры в плане 12 X 12 м. Пол его был на 2 м ниже уровня земли, а внутри была земляная платформа 5,7 X 5,7 м, высотой в 1,45 м.

Христианские церкви дороманского периода были однонефные, с плоскими потолками и прямоугольными в плане сводчатыми алтарями. Церковь Иоанна Предтечи близ Залавара (вероятно, IX в.) имела три нефа и три апсиды, скрытые за плоской восточной стеной. Это, а также орнаменты итало-каролингского типа, сохранившиеся в остатках церкви в Сливнице близ Марибора, говорят о влиянии Аквилеи. Стены церквей строились из рваного камня, с проемами из тесаного камня, с прямоугольными профилями порталов и широкими откосами узких окон. В интерьерах (кивории, кафедры) и кое-где на фасадах применялись примитивные фигурные рельефы и орнамент-плетенка.

Романская архитектура пришла в Словению с Запада вместе с монашескими орденами, и местные особенности в ней стали заметными лишь с XIII в. Бенедиктинские церкви были трехнефными базиликами без трансепта, с плоскими потолками и тремя
апсидами (церковь монастыря в Горнем Граде). Цистерцианские церкви имели трансепт (церкви в Стично, середина XII и первая половина XIII в., и в Костаньевице, с перспективными порталами, некогда расписанными). Картезианские церкви (в Юрклоштере, 1227 г.) были прямоугольными в плане, с апсидой, слившейся с нефом, без росписей, а доминиканские (в Студеницах) и францисканские - однонефными, с длинными апсидами.

От городских соборов сохранились только нефы в Птуе (первая половина XII в.), Мариборе (середина XIII в.) и Старом Трге. Сельские церкви были чаще однонефными, с плоскими деревянными потолками. В Краньской они имели полукруглые сводчатые апсиды, а в Корушке и Восточной Словении — прямоугольные, иногда увенчивавшиеся башней. Некоторые сельские церкви имели башни на западном фасаде. Особыми типами церквей были ротонды — крещальни (св. Элиота в Копре), а также приходские сельские церкви (в Споднеи Муте), с простой обработкой фасадов и многогранной снаружи апсидой, и карнеры - кладбищенские часовни, нижний врытый в землю этаж которых служил оссуарием (Яренина, Либеличе и др.).

Первыми чисто готическими словенскими постройками были францисканская церковь в Птуе (1260 г.) и двор монастыря в Стично. Широко распространилась готика в 14 веке.
Сельские церкви стали более однотипными, однонефными постройкамис плоским деревянным потолком, многогранной апсидой с нервюрными сводами, гладкими фасадами, стрельчатым порталом с запада и двойным окном с востока.

Западный щипец увенчивался одно- или двухпролетной звонницей.

У более крупных построек строились башни с запада или рядом с алтарем. Типичны церкви в Бреге на Кранье и Воденице близ Костаньевицы.

Более редкими были трехнефные сельские храмы (церковь в Црнгробе, имевшая первоначально плоские потолки).

Лишь немногие из готических словенских церквей сохранили свои фасады, как церковь в Мартьяницах, построенная в конце 14 века зодчим Иоханнесом Аквилой из Радгоны и имеющая контрфорсы у углов башни и основного объема.

В некоторых францисканских, доминиканских и городских церквах окна, разделенные лишь тонкими столбиками, занимали целую стену.

Усложнились в 14 веке профили нервюр; листья капителей приобрели натуралистический характер, аконсоли стали украшаться не только профилировкой, но и масками в духе школы Парлера (В Птуе и в "Цельской капелле" в городе Целье, вторая половина 14 века).

Как и раньше, церкви внутри расписывались, особенно сельские, где иногда роспись выходила и на фасады.

В 13-14 веках готика в Словении еще не получила полного развития. В Приморье продолжали господствовать романские традиции, аместные словенские особенности в готической архитектуре начали развиваться лишь после 1400 года.