Монастырь Санта Мариа де Баталья

Церковь  монастыря Санта Мариа де Баталья (1388-1416 гг., мастера Афонсо Домингес и Угет), задуманная как зальная, получила при достройке мастером Угетом базиликальный разрез. Ее особенности — вытянутый план (82 м), большая высота и малая ширина нефа, устремленность всех линий вверх, достигаемая не смелостью конструкции, а контрастным сопоставлением основных измерений храма и частым ритмом опор, строгие формы столбов и конструкция свода, обнаруживающая отголоски романских влияний, — напоминают церковь Алькобасы.

Но вертикализм линий интерьера и контрастность измерений храма выражены здесь более четко и определенно. Тонкие нервюры сводов, тоненькие колонки, пучком окружающие столбы, большая ширина пролетов между столбами придают интерьеру большую пространственность, мягкость и лиризм. Эта разница подчеркнута и цветом. Вместо аскетической белизны интерьера Алькобасы здесь — нежно окрашенный «солнечный» тон камня.

Очевидно облик, который предполагалось придать церкви по первоначальному проекту, был значительно ближе к Алькобасе, чем осуществленный. Однако базиликальный разрез не лишил церковь Батальи ни оригинальности, ни характерности. Отсутствие нартекса и башен на фасадах и над средокрестием, узкие окна, плоская крыша, весь ее простой и четкий объем выдержаны в традициях португальской архитектуры. Быть может, как предполагают зарубежные ученые, здесь работали английские мастера (главный фасад церкви близок английским соборам), но плоская крыша, вытянутым план, неразвитые аркбутаны еще не могут служить доказательством английских влияний: они типичны и для Португалии.

От своих предшественниц церковь Батальи отличается также «мирным» характером архитектуры. Реконкиста была завершена, нападение испанцев успешно отбито. Поэтому здесь лишь северный фасад увенчан крепостными зубцами. По другим сторонам края плоских крыш обегает ажурный пояс каменной резьбы. Котраст между кладкой глухих стен и изысканной хрупкостью резных переплетов окон и карниза очень красив.
Центральная часть западного фасада покрыта как бы наброшенной на фасад ажурной сеткой каменной резьбы.
Самые формы, приемы, декор стали тоньше, богаче, изысканнее.

Наиболее последовательно это качество проявляется в двух капеллах, пристроенных к церкви мастером Угетом. В одной из них - капелле Основателя (1415-1434 гг.) - квадратной в плане с восьмигранным фонарем, покоящемся на 8 пучковых колоннах, развиваются особенности фасадов церкви. Здесь шире оконные проёмы, богаче их декор.

Вторая, «Неоконченная» капелла поражает сложностью плана который представляет собой восьмиугольник дополненный восемью квадратными капеллами с треугольными апсидами, соединенными снаружи восемью треугольными капеллами.

Исканиями сложных композиций богатством декоративного убранства мастер Угет предвосхищает архитектуру мануэлино. О незаурядной смелости его инженерной мысли, дополнявшей тонкий дар архитектора, свидетельствует осуществленная им перестройка зала капитула. Он отказался от традиционной конструкции с опирающимися на столбы сводами, заменив ее бесстолпной, со сводом в форме восьмиугольной звезды.