Ранняя готика во Франции (12 в.)

Ряд историков усматривает зачатки готическои архитектуры в первых крестовых сводах на нервюрах, применявшихся уже в романскую эпоху для перекрытия небольших пространств (подбашенной части и пр.). Однако применение нервюрного крестового свода можно считать началом готики лишь постольку, поскольку оно сопровождалось облегчением перекрытия и устоев или было вызвано стремлением к подобному облегчению.

Примерами наиболее ранних построек такого рода во Франции могут служить церковь Сент Этьен в Бовэ (1125 г) а также хор церкви женского монастыря в Морианвале (департамент Уазы), где к старому зданию церкви XI в. около 1125 г. была пристроена новая апсида с четырьмя травеями обхода вокруг полукруглого хора, перекрытыми крестовыми сводами с мощными непрофилированными нервюрами. Хотя опоры еще чрезмерно массивны, архитектурные формы и организация пространства хора свидетельствуют о зарождении новой конструктивной идеи.

В 1130—1140 гг. при обновлении романского здания XI в. был возведен хор церкви Сен Мартен-де-Шан в Париже, имевший нерегулярный план и несимметрично расположенные, слабо выступающие апсиды.

Как в Морианвале, нервюры свода массивны и лишены профилировки.
Подобные же попытки имели место и при перестройке ряда церквей Северной Франции (например, в северной башне старого собора Шартра). Впервые во Франции они нашли архитектурно осознанное выражение в монастырской церкви Сен Дени под Парижем.

В соборе города Санс, начатого постройкой около 1140 г., т. е. почти одновременно с Сен Дени, и оконченной в XII в., эта новая система применена уже в целой постройке.

Один из интереснейших памятников ранней готики, послуживший прообразом для ряда соборов Франции и Германии, — собор в Лане.

В 50-х годах XII в. (почти одновременно с Сен Дени) был построен хор собора в Нуайоне. Трансепт относится к 1170 г., а западная часть храма — к концу XIII в. В это же время были перестроены шестичастные своды. В отличие от предыдущих соборов, хор здесь окружен венцом капелл. В построении интерьера сочетаются приемы, примененные в соборах Санса и Лана.

По композиции к ланскому типу примыкает и построенный в 1170—1190 гг. новый хор романской церкви Сен Реми в Реймсе.

Во всех описанных ранних постройках французской готики можно отметить некоторые общие черты. Во-первых, готическая конструктивная система применена в них еще довольно робко. Она пока сводится к разгрузке стены, но не доходит до уничтожения последней, в трактовке пространства нет еще того свободного взлета и непринужденности, которые станут характерными для XIII в. Нервюры еще относительно громоздки.

Во-вторых, во внешнем облике здания еще преобладают тяжелые, романские по характеру массы. Это относится в особенности к западному фасаду и к башням. Западный фасад церкви Сен Реми (северная башня разрушена в XIX в.) представляет собой тяжелый массив стены с сильно выступающими контрфорсами, небольшим окном-розой и узкими окнами.

Подобный же характер носит фасад собора в Сансе, хотя здесь окна второго яруса уже более смело врезаны в стену.

В композиции фасада собора в Лане выражено стремление зодчих преодолеть тяжелую монолитность, но достигнуто это нагромождением добавочных элементов (портики, пинакли), что вместе с разорванностью линии галереи лишает четкости и ясности архитектурный облик здания.

Большой шаг вперед в развитии новой архитектурной системы был сделан в соборе Парижской богоматери, одном из замечательнейших памятников ранней французской готики и готического искусства вообще.