Развитие итальянского барокко
Сложение системы форм барокко приходится на последние две декады XVI в. и первые две декады XVII в. В начале этого периода в архитектуре еще существовали параллельно и другие течения — маньеризм и академизм, лишь постепенно поглощенные бурно расцветающим барокко, который господствовал в Италии безраздельно примерно с 1620 г. и до середины XVIII в.
После этого обнаруживаются некоторые признаки спада, и к концу XVIII в. утверждается новое архитектурное направление классицизма, представители которого и дали барокко его название (барокко — "странный", "чудной"), подобно тому, как готике дали это название ее противники в XV в.
Основные заказчики, определявшие художественные вкусы и требования к архитектуре XVII и XVIII вв.,— это папы и кардиналы в Риме и властители небольших (часто совсем крохотных) итальянских государств с окружавшими их пышными дворами, т е. государственные и церковные сановники, крупнейшие финансисты и землевладельцы.
Аристократия искала в архитектуре подчеркнутой монументальности и приподнятой импозантности, явного выражения своего сословного превосходства, которые должны были отличать ее дворцы от могучих, но сдержанных палаццо XV и начала XVI в.
Церковь требовала впечатляющей, патетической архитектуры, которая содействовала бы пробуждению религиозного порыва и укрепляла влияние католицизма.
Архитектура барокко почти не создала новых типов зданий. Новые функциональные и идейные задачи решались на основе тех архитектурных типов, композиционных и конструктивных решений, которые сложились ко 2-й половине XVI в., а средства создания художественного образа в значительной мере базировались, как и в эпоху Ренессанса, на классической ордерной системе, хотя она теперь служила лишь средством художественного осмысления архитектурных масс, которым с ее помощью придавались элементы ритма, пластической выразительности и движения.
Изменения в архитектуре явились результатом повышенного интереса к глубинному раскрытию пространства, стремления внести в архитектурную композицию элементы более сложного развития. В каждом типе зданий новый подход к формированию пространства
давал своеобразные решения в зависимости от функциональных особенностей сооружения.