Реймский собор

Реймс в средние века был небольшим, но богатым торгово-промышленным центром Шампани. Его основание восходит к временам римской античности, и в средние века город еще обладал рядом римских построек. В XII в. существовал амфитеатр, камень которого, однако, стали употреблять как материал для новых построек. До нашего времени сохранилась триумфальная арка, скульптурные украшения которой, по-видимому, оказали определенное влияние на мастеров Рейнского собора.

Готический собор был заложен в 1211 г. на месте романского сгоревшего годом ранее. Строительство было начато с восточной части и в основном закончено к концу XIII в. Строители, в отличие от зодчих Шартрского собора, совершенно не считались с остатками романской постройки. Таким образом, новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание. Надписи разрушенного в 1779 г. «лабиринта» пола, выложенного около 1290 г., сохранили имена зодчих и дают довольно определенные сведения о ходе строительства.

План собора принадлежит Жану из Орбэ, который начал строительство и возвел большую часть хора и трансепта (1231 г.), законченных к 1241 г. Жаном де Лу.

Гоше из Реймса, затем Бернар из Суассона работали в 1247-1290 гг. над нефом (последний из них является строителем большой розы западного фасада, к к этому времени возведенного до уровня «королевской» галереи). Окончание фасада зодчим Робером де Куси относится к 1311 г., а верхний ярус башен был построен лишь после 1427 г., но и тогда они остались без завершения: столетняя война (1337-1453 гг.) сильно задержала строительство собора. В 1481 г. большой пожар повредил восточные части собора; он был реставрирован в начале XVI в. Реймский собор сильно пострадал и во время первой мировой войны. Реставрационные работы были начаты в 20-х годах нашего века под руководством арх. Анри Дене и закончены лишь в 1938 г.

План Реймского собора близок к плану собора в Шартре, но более гармоничен. Западная трехнефная часть ведет к трехнефному же трансепту, который свободно вливается в широкий хор, завершенный венцом из пяти капелл.

Структура интерьера — та же, что и в соборе Шартра: трехъярусное членение по вертикали, отсутствие галерей. Между продольной аркадой среднего нефа и верхними окнами на большой высоте расположены трифории в виде узкой галерейки, состоящей из четырехпролетной аркады на тонких колоннах в каждой травее.

Своды, стрельчатого очертания, с повышенной стрелой подъема, опираются в среднем нефе на круглые столбы с четырьмя приставными колоннами. Капители, не имеющие ни сильно выступающих абак, в которые упираются верхние устои сводов, ни того противопоставления столбу и арке, которое еще наблюдается в Парижском соборе, лишь отмечают переход от ствола к арке, от нижней части столба к более профилированной верхней зоне.

Капитель широкой лентой охватывает все члены усложненных приставными колоннами столбов среднего нефа, подчеркивая этим единство их составных частей. Но мастера собора одновременно оттеняли и различие между этими частями, вводя дополнительные членения в капители приставных колонн, чтобы, с одной стороны, согласовать их высоту с высотой капители основного столба, а с другой — не делать слишком высоких, непропорциональных капителей для более тонких, чем основные столбы, служебных колонн. В некоторых случаях капители столба и приставных колонн обработаны сплошной декоративной полосой.

Декор капителей состоит почти исключительно из растительных мотивов, причем преобладают мотивы листьев местных растений — клена, земляники, винограда. Они трактованы более плоскостно и в то же время менее стилизованы, чем в зданиях ранней готики. Это же относится и к растительным мотивам богатого орнамента консолей, панелей и пр.

Мастерство резчиков реймской школы стояло на очень высоком уровне. Профилировка нервюр проста и изящна: четыре валика, соединенные выкружками по сторонам нижнего основного ребра.
Подбашенная часть интерьера не противопоставлена пространству нефа как некий  пережиток нартекса: высота подбашенных травей одинакова с высотой травей в нефах. Малая и большая розы фасада свободно просвечивают в неф. Трифории получают продолжение над средним порталом в виде открытых проемов. Внутренняя стена портальной части расчленена небольшими нишами, в которых были размещены скульптурные фигуры.

Таким образом, композиция интерьера и по вертикали слагается из трех основных элементов. В первом ярусе — продольная аркада, через которую проникает в средний неф свет из больших окон бокового нефа. В восточной части им соответствуют окна капелл.

Над этой умеренно светлой полосой тянется вокруг всего внутреннего пространства узкая и темная полоса трифориев, высота которых служит модулем для высоты колонн с базой и капителью (два) и аркады (три). Наконец, в верхней зоне расположена полоса верхних окон, сверкающих разноцветными стеклами витражей. Эта зона на западной стороне завершена большой розой, а на восточной — сплошными окнами верхнего яруса хора.

От всех предшествующих соборов Реймский собор отличается большей стройностью пропорций, легкостью масс и богатством декоративных элементов, при полном сохранении ясности композиционной структуры. Равномерный и все же не однообразный ритм чередования больших проемов с тектонически ясными и пластически обогащенными элементами системы устоев, вместе с изобилием скульптурных украшений (около 1000), делает это сооружение поистине «застывшей музыкой». Здание прочно стоит на земле; нарастание его масс и объемов реально и логично.

Ничего «иррационального», никакого мистицизма в устремленности композиции вверх, ничего того, что склонными к мистицизму историками искусств в преувеличенных дозах приписывается готике, здесь нет. Каждая деталь, создающая вертикальную направленность композиции, не теряет связи со своим основанием и не растворяется в «бесконечности» окружающего пространства. Этот важный момент можно проследить как в строгом ритме (риалов контрфорсов, так и в нарастающем к центру ритме вимпергов западного фасада или «галереи королей» и в композиционном строе башен.

Боковые фасады делятся по вертикали на три зоны. Нижняя зона цокольной части с основанием выступающих вперед контрфорсов образует хотя и расчлененное, но мощное основание здания. Во второй зоне — контрастное сочетание тяжелых вертикальных объемов контрфорсов и легких вертикальных оконных проемов.

Наконец, третья зона образуется из верхней части контрфорсов с примыкающими к ним однопролетными аркбутанами и из ряда верхних окон среднего нефа. Здесь контрастирующий строй композиции второй зоны искусно смягчается тем, что, во-первых, самые контрфорсы имеют меньший вынос и сделаны тоньше, во-вторых, лицевая их часть превращена в легкие двухколонные портики, завершенные остроконечными фиалами, по углам которых расставлены четыре пирамидки меньшего размера.

В портиках размещены статуи, карнизы портиков украшены скульптурами зверей, птиц, людей в полуфантастической и шаржированной трактовке. По ребрам фиалов «ползут» краббы. Получается легкое, но логически ясное завершение, одновременно демонстрирующее всю структуру каркасной системы здания.

Северный фасад в зоне трансепта имеет портал в два пролета, с двумя дверями, разделенными статуей папы Сикста. Этот портал скромнее западных порталов. Его пришлось построить в связи с задержкой строительства после окончания хоровой части, которая стала функционировать еще до завершения здания и, естественно, нуждалась во входе.

Южный трансепт портала не имеет.

Западный фасад собора в Реймсе по богатству и качеству скульптуры превосходит фасады Парижского и Амьенского соборов. Здесь также сделан решительный шаг к преодолению тяжеловесной массивности оснований башен, к преобладанию вертикальных элементов. Стена присутствует только местами - в цоколе, в зоне, которая отвечает трифориям интерьера, и между окнами и венчающим карнизом Во всех остальных частях она уничтожена большими проемами. Контрфорсы оставлены обнаженными только в цокольной части. Но и цоколь по бокам порталов украшен легким орнаментом, имитирующим драпировку, что значительно его облегчает.

В зоне трифориев контрфорсы декорированы арочным мотивом, а во втором ярусе и в зоне галереи - колонными портиками. Вертикальные элементы не только преобладают численно, но и скомпонованы так, что врезаются в горизонтальные членения. Вимперги над порталами зрительно разрывают горизонтальную линию междуэтажного карниза, а фиалы контрфорсов — линию венчающего карниза.

Квадратные в плане башни, сплошь прорезанные проемами, по углам фланкированы высокими арочными портиками, которые вместе с оконными проемами придают им легкость, не разрушая, однако, их компактности. Отношение между шириной и высотой фасада (до венчающего карниза) приближается к 1 : 1, как и в Парижском соборе (42:44 в Реймсе, 40,5:42 в Париже), но реймский фасад кажется более вытянутым благодаря постепенному сужению его кверху.

Если в фасаде Парижского собора ярусы, ясно отделенные друг от друга, поставлены четко один над другим, то здесь они во множестве точек связаны между собой и переходят один в другой. Вертикальная направленность объемов выражена уже в первом ярусе.

Важное композиционное значение реймском фасаде имеют проемы: глубокие порталы (глубина портала равна почти 6 м), две розы, высокие окна. Все они построены в одном модуле. Основой измерения послужил диаметр внутреннего круга малой розы в тимпане. Он равняется радиусу внешней окружности построенной позднее большой розы (диаметром 11,5 м) и определяет высоту всех трех дверей, ширину дверей среднего портала, ширину общего проема парных окон второго яруса (высота их до розы равна двум диаметрам). Ширина окон башен равняется половине диаметра, а высота их до капители колонок — двум диаметрам. Такое применение единой измерительной единицы в размерах важнейших элементов композиции в большой мере способствовало установлению гармонической связи между ними. Мастера Реймского собора прекрасно воспользовались этим простым, но эффективным приемом.

Три портала западного фасада сближены и объединены. Впервые для лучшего освещения нефов тимпаны порталов оставлены ажурными, и традиционное место рельефа с изображением «Страшного суда» в среднем портале занимает малая роза. Разнообразная по сюжетам скульптура фасада, сплошь покрывающая его поверхность, в двух основных темах выражает идею прославления католического королевства Франции.

В смысле стилистическом и в отношении мастерства скульптура стоит на очень высоком уровне. Зарождавшийся реализм придал непринужденность положению фигур, пропорции которых отходят от чрезмерной вытянутости, раннеготических и романских статуй (например, Шартра). Трактовка одежды становится более свободной, линии драпировки мягко следуют очертанию тела фигур. Лица получают индивидуальную и психологическую характеристику. В некоторых скульптурах чувствуется влияние сохранившихся в самом Реймсе античных памятников. Таковы гармонически ясные и вместе с тем реалистические фигуры Марии и Елизаветы в сцене «посещения» главного портала, голова Марии в сцене «представления» там же, голова короля Людовика Святого в нише контрфорса северного трансепта, фигуры Авраама и Мелхиседека в нишах внутренней стороны западной стены и др. Все скульптуры собора созданы в XIII в. мастерами реймской школы ваятелей.

Из витражей XIII в., заполнявших все окна собора, сохранились лишь немногие Большая часть их была уничтожена во время первой мировой войны.