Романские церкви Англии: основные особенности

По причинам, общим для всей архитектуры раннего средневековья, крупное храмостроительство занимает решающее место в английской архитектуре романского периода. Размах строительства, его одновременный и повсеместный характер, а также невиданные в те времена масштабы самих сооружений позволили нормандской школе именно на английской земле развить свои прогрессивные особенности, впрочем не без влияния на этот процесс местной строительной традиции.

За первые 35 лет нормандского владычества было построено около 95 больших и поразительно единообразных церковных сооружений в которых нормандская школа французской романики господствовала настолько безраздельно, что английские исследователи называют весь романский период своей архитектуры периодом «нормандским» (нормандские влияния стали проникать в Англию еще при Эдуарде Исповеднике (1042-1066 гг.).

Раскопки показали, что церковь Вестминстерского аббатства (освящена в в 1065 г.) отличалась рядом особенностей, свойственных нормандской школе: две западных башни, над средокрестием башня-фонарь, 6 сдвоенных травей в нефе и трехапсидный (бенедиктинский) план хора типа монастырской церкви в Бернэ (Нормандия).

Однако уже в типологии этих сооружений с самого начала обнаружились особенности, вовсе неизвестные на континенте. Хотя ведущим типом и здесь первоначально оставалась монастырская церковь, большое внимание было обращено на строительство соборов, размеры которых не были оправданы зачаточным состоянием тех городов, где они сооружались. Эти со боры были задуманы Вильгельмом и его прелатами как церкви смешанного типа, призванные служить одновременно и монастырской церковью для многолюдных бенедиктинских конгрегации, и храмом для мирян.

Вместе с тем и монастырские церкви благодаря своим масштабам широко обслуживали окрестное население. Постоянный контакт монашества с народом обеспечивал угодный короне контроль черного духовенства над местным населением. Грань между монастырской церковью и собором оказалась стертой. Такая типологическая особенность сразу же сказалась на построении плана. Измененными оказались обычные для Нормандии пропорции старобенедиктинского плана: неф вытянулся в длину как в монастырских церквах, так и в соборах. Длина нефа монастырской церкви Бери-Сент-Эдмундс достигла 12 травей, собора в Нориче — 14 травей против обычных в Нормандии 6—7 травей. С другой стороны, присутствие монахов в соборах потребовало удлинения и хора с двух травей до трех, а потом и до четырех.

В результате планы английских церквей оказались вытянутыми в длину. К началу готического периода хоры и нефы некоторых соборов стали почти равны по длине (соборы в Лондоне и в Личфильде). Общая протяженность монастырской церкви Сект Олбанс достигла 155, Винчестерского собора— 170 и старого романо-готического собора св. Павла в Лондоне - 177 м. В период реформаци (1540 г.) многие монастырские церкви были переименованы в соборы. Соборы в Глостере, Питерборо, Или и многие другие в прошлом были монастырскими церквами. Хотя романская архитектура Англии в настоящее время в основном представлена рядом больших соборов, в действительности она была архитектурой монастырской по преимуществу. Об этом, в частности, говорят монастырские постройки, примыкающие к нынешним соборам.

Каковы бы ни были изменения в пропорциях плана, схема его построения в XI—XII вв. оставалась неизменной и вполне соответствовала принятой в Нормандии. В западной части церкви господствует обычный план трехнефной базилики с резко выступающим трансептом. Хор, первоначально в два пролета, завершается полукруглой в плане апсидой. Он имеет боковые нефы, которые также завершаются апсидами, расположенными по сторонам средней, причем иногда боковые апсиды, полукруглые изнутри, снаружи заканчиваются плоско. Ветви трансепта также снабжены одной-двумя апсидиолами. Нередко трансепт имеет дополнительный, восточный неф, куда открываются его апсидиолы. Изредка есть еще и западный неф, связанный с восточным торцовым переходом; в этом случае боковые нефы как бы обходят весь периметр здания.

План с тремя ориентированными на восток апсидами — это бенедиктинский план нормандских церквей в Бернэ, Серизи-ла-Форэ и др. Именно эта схема плана была применена в Кентерберийском соборе, начатом в 1070 г., а также в соборах, начатых строительством в Линкольне (1072 г.), Рочестере (1077 г.), Дэрхеме (1093 г.) и в монастырских церквах Сент Олбанс (1077 г.), Или (1081 г.) и многих других. Собственно в Нормандии, где осторожный Вильгельм покровительствовал старобенедиктинскому ордену, находившемуся в оппозиции Клюни, овернский план хора с кольцевым обходом, настойчиво насаждавшийся клюнийцами во всей остальной Франции, прививался сравнительно медленно. Однако в Англии конца XI в. этот план хора встречается часто, причем независимо от места: таковы соборы в Винчестере, Устере, Нориче и, конечно, церковь клюнийской конгрегации — Сент Льюис.

В интерьере, согласно нормандской схеме, господствовали три яруса горизонтальных членений: главная аркада, ярус трифориев и верхний ряд окон, ставший в пасмурной Англии тем более необходимым.

Что касается соотношения высоты трех ярусов, то были приняты обе нормандские схемы пропорций: более ранняя, при которой главная аркада вдвое выше венчающего ее пояса трифориев (монастырские церкви Бернэ, Жюмьеж), и более поздняя, где аркада и трифории имеют примерно равную высоту (Сент Этьенн в Кане, церковь монастыря в Серизи-ла-Форэ).

В Сент Олбансе высота трифориев равна половине высоты главной аркады, а в Глостере она и того меньше. В Нориче, Или и Саутуэлле высота трифориев почти равна высоте аркад.

Опоры, применявшиеся в Англии, распадаются на три типа: прямоугольные, сложные и цилиндрические. Прямоугольные в крупных церквах применялись редко. С незначительными усложнениями этот тип применен в Сент Олбансе, где простота профиля диктовалась свойствами материала (кирпич). Сложные опоры, применявшиеся во второй половине XI в. и в Нормандии, возникли через добавление к прямоугольным опорам полукруглых стволов, а иногда еще и плоских пилястр между такой полуколонной и прямоугольным ядром опоры.

Особое место занимали цилиндрические опоры, употреблявшиеся либо попеременно со сложными (собор в Дэрхеме), либо сплошь (монастырские церкви в Глостере, Тбюксбери). Эти типичные для романской Англии опоры отличаются своей высотой и массивностью (диаметр до 2 м при высоте до 10 м). Благодаря таким размерам опор пояс трифориев и оконный ряд кажутся незначительными. Во Франции изредка встречались цилиндрические опоры, но они скорее напоминали колонны и имели иное конструктивное значение (перекрытые сводами церкви Сен Савен-сюр-Гартомп и Сен Филибер в Турню).

Вполне вероятно северное происхождение английских опор круглого сечения — конструкции, возможно навеянной воспоминаниями о мощных дубовых столбах англосаксонских деревянных церквей. Недаром этот популярный тип опор применен в ряде сельских церквей того времени Принцип чередования простых, облегченных опор со сложными уже встречался в Нормандии, хотя истоки этого приема, видимо, восходят к Ломбардии.

Простые нормандские арки прямоугольного сечения с валиком становятся в Англии сложнее, причем новый профиль логически согласован с усложнившимся профилем опор.

Расположенный над сводами боковых нефов ярус трифориев открывается в неф тройной, двойной или одиночной аркой на каждый пролет главных аркад. Этот очень важный элемент нормандских сооружений был формой вовсе неизвестной в базиликах англосаксонской Англии. Хотя он, в отличие от галерей (хоров) времени Каролингов, и не имел прямого функционального назначения, казалось рациональным как-нибудь использовать узкое и темное пространство между сводом бокового нефа и покрывающей его покатой кровлей. Плоскость стены между аркадой и верхним рядом окон получала таким образом эффектное и в то же время рациональное членение: арки трифориев усиливали конструкции и экономили материал (камень был дороже труда каменщика).

Самое пространство яруса трифориев освещалось либо только из нефа, либо еще и небольшим окном с внешней стороны, и в этом случае трифории служили также дополнительным источником освещения центрального нефа (соборы в Питерборо и особенно в Глостере и Нориче). В Нормандии трифории иногда перекрывались крестовыми сводами (церковь в Жюмьеже), иногда половиной цилиндрического. В Англии, поскольку отсутствовал свод над центральным нефом, нередко трифории вовсе не имели каменного перекрытия. В Глостере они перекрыты половиной цилиндрического свода. В Дэрхеме в ярус трифориев выходят аркбутаны, подпирающие центральный свод. Развитые еще овернской школой, трифории получили особое значение в высоких, непосредственно освещенных нефах нормандских церквей. Характеристика узких и длинных интерьеров английских соборов в решающей степени определяется как относительными пропорциями трифориев (достаточно сравнить трифории соборов Глостера и Саутуэлла) отчетливо членящих боковые плоскости так и теми дополнительными цезурами, которые вносят в ритм главных аркад субарки, вписанные в основные пролеты трифориев Шэрхем, Сент Олбанс).

Над трифориями помещался верхний ояд окон, чаще всего по одному окну на каждый пролет (травею) главных аркад. Нередко перед окнами сооружались декоративные аркады. В ряде случаев в промежутках между окнами в толще стены предусматривались служебные проходы.

В самой Нормандии в романский период встречались редкие случаи перекрытия центрального нефа сводом. Но в Англии подавляющее большинство сооружений романской эпохи имело деревянное перекрытие центрального нефа, и собор в Дэрхеме — одно из немногих исключений. Многие английские соборы, восходящие к романской эпохе, и сейчас еще в центральных нефах сохраняют свое деревянное перекрытие. Сводчатые перекрытия применялись лишь в боковых нефах (крестовые своды) и в апсидах (полукупола).

Существует предположение, что вся система нормандских конструкций была изначально рассчитана на последующее каменное перекрытие. В доказательство этого обычно приводится тот факт, что ствол полуколонны, примыкающий к опоре со стороны центрального нефа, в нормандских сооружениях обычно возносится под самое покрытие. Если бы этот ствол не предназначался для несения будущего свода, то он был бы бесцелен, что исключалось целесообразностью романских конструкций.

Некоторые театральность и экзальтация, свойственные южно-французскому культу, были чужды и англосаксам, и нормандцам. Зрелищная сторона богослужения не определяла композиции интерьера романских церквей Англии в той мере, в какой это имело место на «латинском» Юге. Чтобы полностью отрезать неф мирян от хора монахов и духовенства, между хором и средокрестием много раньше, чем где-либо на континенте, стали воздвигать каменную перегородку, высокую, иногда двойную, с перекрытием, на котором впоследствии устанавливали орган. В таких условиях молящиеся не видели священника, как и самого богослужения, и должны были довольствоваться лишь доходившим до них бормотаньем монахов и пением хора.

Доступ к главному алтарю был мирянам закрыт, а для свадеб, панихид и крещений существовали дополнительные алтари в трансепте и боковых нефах. Таким образом весь эффект ритмично расчлененного нефа, устремляющегося навстречу алтарю и хору, утрачен, ритм резко прерывается внезапно возникающей поперечной стеной. Весь пространственный эффект средокрестия разрушен.

В чисто монастырских церквах предусматривалась и вторая перегородка, вовсе отсекавшая неф от средокрестия.

Типичные для нормандской школы башни вполне соответствовали англосаксонским традициям. Подавляющее большинство романских церквей Англии имеет центрально расположенные прямоугольные в плане башни. Дополнительные башни часто по нормандской схеме, фланкируют западный фасад (Дэрхем, Саутуэлл), но иногда верх берет местная традиция, и единственная западная башня располагается по продольной оси (Винчестер, Или). Встречаются башни над ветвями трансепта при отсутствии центральной башни (Эксетер). В Хирфорде, как отзвук каролингских построек, башня над средоскрестием фланкирована башнями над боковыми нефами хора.

Вопрос о покрытии башен в Англии все еще неясен. Судя по описаниям ранних авторов, западные башни собора в Саутуэлле были покрыты квадратным в плане пирамидальным завершением со свинцовой кровлей.

Из ранних центральных башен единственно уцелевшая — башня собора в Сент Олбансе. Из более поздних лучше всего сохранились центральные башни в Нориче, Тьюксбери, Саутуэлле, а также башни собора в Эксетере.

Трактовка западного фасада, естественно, зависела от наличия или отсутствия фланкирующих его башен. Там, где они отсутствуют (собор в Рочестере), западный фасад с его главным фронтоном служит простым и логичным торцом нефа. Иногда вертикальные членения фасада подчеркнуты декоративными башнями. В Тьюксбери фасад представляет собой шесть гигантских перспективно расположенных арок. Фасад собора в Или много потерял в результате гибели северной ветви его западного трансепта, и все же высокая башня, поставленная по оси, делает этот фасад одним из самых впечатляющих в Англии.

Восточные фасады, в отличие от романского юга Франции, в архитектуре Англии XI—XII вв. никогда не акцентировались, а нартексы были редки даже в монастырских церквах. Нартекс собора в Саутуэлле перекрыт цилиндрическим сводом.

Немногочисленные каменщики-иноземцы при строительстве такого масштаба должны были во многом полагаться на местную рабочую силу, имевшую очень незначительный опыт строительства в камне. Естественно, что при выполнении грандиозной строительной программы приходилось жертвовать качеством ради количества. Массивность и мощь церквей и соборов в Англии, как правило, только кажущиеся. Между регулярной кладкой наружных и внутренних стен — весьма слабое заполнение щебенкой на очень плохом растворе.

В XVII в. Кристофер Рен обнаружил, что заполнение мощных на вид стен старого собора в Лондоне крошится при малейшем давлении (Впрочем и в построенном самим Реном новом соборе св. Павла был обнаружен тот же дефект: заполнение главных опор оказалось слабым, и и 1925—1930 гг. оно было укреплено (раствор нагнетался под большим давлением в ядро главных опор)). Для закладки фундаментов не существовало каких-либо правил. В Дэрхеме фундамент заглублен на 4 м и упирается в материковую скалу, в то время как в Сент Олбансе в 1936 г. было обнаружено, что фундамент стен не достигает в глубину и 15 см. Неудивительно, что еще в 1323 г. здесь рухнуло несколько аркад.

На западе страны пользовались местным камнем. На юго-востоке много строили из привозного нормандского известняка (из канских каменоломен). Собор в Сент Олбансе в основном построен из римского кирпича, который добывали из развалин соседнего римского порта Веруламия.

В интерьерах господствовал нормандский декор — преимущественно геометрический орнамент, которым украшались нередко сплошь все стволы опор. Англосаксонские кубические капители начали уступать место коринфским только со второй половины XII в., когда с внедрением местного пербекского мрамора пышный растительный орнамент стал вытеснять геометрический. Широкое распространение получили настенные перекрещивающиеся аркатуры — декоративный прием нормандской школы. Невозможно судить об интерьерах романских церквей Англии по их современному состоянию. Теперь бесспорно доказано, что свойственная средневековому человеку страсть к яркой полихромии проявлялась не только в красках иллюминованных рукописей или в геральдике.

Очень часто интерьеры романских церквей украшались росписью или полихромным орнаментом. В соборе в Сент Олбансе по тонкому слою штукатурки были проведены красные линий, имитировавшие рисунок кладки. Клинья арок обычно покрывались попеременно синей и красной краской. В других случаях фриз из разноцветных шевронов обегает кромки арок. В крипте капеллы св. Габриэля в Кентербери сохранились фрески, представляющие собой шедевр живописи XII в. Остатки указывают па то, что здесь стены, своды, центральная опора и ее капитель были сплошь покрыты яркой росписью.

Иконоборчество реформации, не говоря уже о разрушительной ярости пуритан XVII в., уничтожало не только монастыри, но и украшавшие их произведения искусства. Почти все ранние средневековые витражи Англии погибли; только соборы Йорка и Кентербери сохранили образцы средневековых витражей, да и то относящиеся главным образом к XIII—XIV вв. и к более позднему времени. Погибли также скульптурные украшения многочисленных алтарей и капелл, а также деревянные элементы интерьеров, покрытые краской и позолотой.

Теперь уже ясно, что интерьеры романских соборов Англии в свое время вовсе не были исполнены какой-либо «суровой обнаженности масс», ради которой один из реставраторов XIX в. стесал на глубину 5 см все стены и опоры Дэрхемского собора, дабы «усилить эффект кладки».

За очень редким исключением (соборы в Солсбери, в Личфильде) старые соборы Англии отражают все периоды ее средневековой архитектуры, начиная с романской. Почти ни один памятник (кроме возникавших с XIII в.) не является однородным; в большинстве случаев они представляют собой продукт готических напластований на романское ядро. Даже такой, казалось бы «готический» собор, как Линкольнский имеет романские порталы. В некоторых случаях (хор собора в Глостере, собор в Винчестере) романский остов совершенно скрыт под готическими одеждами. Собор в Йорке представляет собой сочетание архитектурных форм всех периодов средневекового зодчества Англии.

Сохранилось, однако, несколько сооружений в существе своем так и оставшихся романскими. Почти полностью дошли до нас романская часть собора в Нориче, собор в Дэрхеме, а также соборы в Или, Сент Олбансе, Питерборо, Глостере и др.
При всем единообразии строительства нормандцев во второй половине XIII в. в крупных сооружениях выявились, однако, некоторые местные особенности.

На юго-востоке страны строились нефы огромной длины, причем в пропорциях горизонтальных членений центрального нефа и хора высота главных аркад, трифориев и верхних ярусов окон была почти равной. Чаще всего применялись комбинированные опоры сложного профиля.

В декоре особое развитие получил мотив пересекающихся глухих аркатур, которыми украшали стены как внутри, так и снаружи (соборы в Сент Олбансе, Или, Нориче, Питерборо).
На западе предпочитали значительно менее вытянутые нефы. Здесь господствовали массивные опоры круглого сечения. Высота яруса трифориев была незначительной по сравнению с главной аркадой и верхним рядом окон. В декоре преобладал геометрический орнамент (соборы в Глостере, Тьюксбери).
Особенности архитектуры севера были выражены менее определенно: здесь нередко смешивались приемы юго-востока и запада.

Наиболее характерным был прием чередования тяжелых и облегченных опор.