Собор Санта Мариа дель Фьоре

Самая поздняя архитектурная работа Арнольфо, прерванная смертью зодчего (1302 г.), — это замысел (модель) и начало постройки нового собора Флоренции Санта Мариа дель Фьоре (1296 г.). Около 1310 г. строительство было приостановлено до 50-х годов XIV в., когда первоначальный проект Арнольфо был изменен. Замысел Арнольфо замечателен своим новаторством. Впервые в церковном зодчестве средневековья купол — традиционное покрытие средокрестия нефов — становится архитектурной доминантой сооружения в целом.

Вся алтарная часть храма превращена в единую грандиозную купольную ротонду, а его общий план построен как мощная распоропогашающая система опор купола. По существу от идеи Арнольфо начинает свою эволюцию новый тип купольной системы храмов Возрождения. Покрытие среднего нефа намечалось у Арнольфо стропильным. Зодчий успел возвести лишь переднюю стену храма, частично боковые и на половину высоты отделать фасад (отделка сбита в 1587 г.).

В фасаде Арнольфо, при всем обилии деталей, господствуют единая плоскость стены и спокойные горизонтали. Очень большую роль играют о фасаде статуарные формы.

Колокольня собора Санта Мариа дель Фьоре (1334—1358 гг.) один из наиболее прославленных памятников архитектуры треченто во Флоренции. Первый строитель колокольни, Джотто, довел ее лишь до середины первого цокольного этажа, сделав, по словам современника, слишком маленьким цоколь и слишком узкой всю колокольню. Его продолжатель — скульптор Андреа Пизано — нарастил почти вдвое недостроенный Джотто цоколь и возвел выше еще один ярус цокольного типа, придав этим колокольне необходимую ей тяжелую базу. Три верхних яруса с окнами были сооружены уже Франческо Таленти, который вместо готического шатрового покрытия завершил всю колокольню мощным карнизом. Именно Таленти следует считать главным автором флорентийской колокольни.

Таленти же играл ведущую роль при дальнейшем сооружении Флорентийского собора. В 1355 г. строительство возобновилось под началом ряда комиссий, куда входили оба Таленти, Теддео, Нери ди Фиораванти, Андреа Орканья. Все начинания комиссии обсуждались при широком участии граждан Флоренции. На основе модели Арнольфо новую модель выполнил Франческо Таленти. Поперечные измерения нефов и мощный купол модели Арнольфо были сохранены, но шаг опор по ходу нефа укрупнен и этим весь собор удлинен.

В 1367 г. в процессе строительства было решено расширить против проекта Арнольфо подкупольную часть собора. По новой (третьей по счету) модели Франческо Таленти были возведены четвертое звено нефа и все субструкции купола (до тамбура). Чтобы пресечь отступления от модели 1367 г., обе прежние модели уничтожили. Но возведение столь огромного купола оказалось для строителей XIV в. технически невыполнимым. Эту задачу разрешил лишь гений новой эпохи — Брунеллеско.

В своем современном виде Флорентийский собор лишен цельности. Его фасад с 1587 г. простоял обнаженным до 70-х годов XIX в., когда он получил свои эклектические формы. К тому же изменения, внесенные в проект Арнольфо, во многом ее ухудшили. Погоня за размерами сковывала зодчих.

И все же внутри собор поражает споим размахом. Огромный, в 18 м, шаг устоев и высота арок делают пространство главного нефа особенно раскрытым вширь. Франческо Таленти был строителем и хлебного рынка во Флоренции (начат в 1357 г.; верхний этаж — 1361 г., Бенчи ди Чьоне), это так называемый Ор Сан Микеле. Здание, квадратное в плане, имело по низу сплошные открытые аркады.

Между 1367 и 1381 гг. Симоне Таленти заложил аркады и переделал нижний этаж в церковь. Верхние этажи служили зернохранилищем.

Во второй половине XIV в. устои первого этажа были богато обработаны нишами для статуй святых — покровителей флорентийских цехов. В заполнениях арок Симоне Таленти создал изящную ажурную композицию, в которой остроумно сочетал оба типа арок — стрельчатые и циркульные.