Собор в Уэльсе

Собор в Уэльсе, начатый постройкой в 1185-1190 гг. и в основном законченный в XIII в. с достройками в XIV и XV вв., знаменовал собою рождение новой раннеготической архитектуры в Англии. Это значительное сооружение, в котором стрельчатая арка окончательно вытеснила полуциркульную, явилось связующим звеном между постройками переходного времени - второй половины XII в. - и вполне развитой готикой XIII столетия. Собор был построен по единому архитектурному замыслу с планом в форме латинского креста, в виде трехнефной базилики с трансептом и небольшим (в три травеи) хором с капеллой Марии.

После расширения и перестройки хора в XIV в. (1340 г.) план собора удлинился и стал сложнее по форме. Нефы и трансепт перекрыты крестовыми сводами, в средокрестии — веерный свод, комбинированный с звездчатым, заменивший старый свод в XIV в.

В Уэльском соборе и особенно в его интерьере рельефно выступают специфические черты ранней английской готики. Это проявляется в относительно небольшой высоте среднего нефа (21,5 м) и в типичном отношении ее к ширине в пределах 1:2.

Характерна и горизонтальность, ярко выраженная в ярусном построении среднего нефа, где аркады, трифории и верхние окна четко разделены и сохраняют свою самостоятельность. Этот прием находит свои отдаленные корни хотя бы в нефе романского собора в Саутуэлл в середине XII в.

Но в основу тектонической системы Уэльского собора были положены новые принципы, направленные на преодоление массивности, характерной для романских построек, что выражено в значительном облегчении стены проемами, в утончении опор и простенков.

В то же время готическая каркасная система здесь еще не вполне выявлена. Опоры нервюр свода в виде коротких стволов колонок доходят лишь до уровня пят арок трифориев, упираясь в выступы консолей. Непрерывная цепь ланцетовидных проемов трифориев, хотя и облегчает стену, но одновременно нарушает ясность структуры. В новой части хора это противоречие было устранено, и готический принцип каркаса и заполнения уже ясно выявлен.

Неповторимую особенность интерьера Уэльского собора составляют его «опрокинутые» арки средокрестия, образующие в целом нечто вроде усеченной внизу восьмерки. Эта своеобразная и смелая конструкция была применена для укрепления центральной башни (закончена в 1321 г.) пришедшей в аварийное состояние вскоре после ее возведения, строителем башни Вильямом Джой из Соммерсета.

Внешний вид собора типичен для ранней готики Англии. Архитектурные массы здания группируются вокруг мощной башни средокрестия. Западный фасад очень широк вследствие того, что его башни не встроены в основное тело храма, а примыкают к нему по бокам. Строго ритмизованный симметричный фасад расчленен на два яруса. Первый ярус (вместе с высоким цоколем) украшен декоративными нишами. Порталы, низкие и очень простые по оформлению, играют подчиненную роль в общей композиции фасада, что было характерно для ранней готики Англии.

Двухъярусный зал капитула (первая четверть XIV в.) примыкает к северо-восточной части трансепта. Его красивый звездчатый свод поддерживается мощным столбом в центре восьмигранного помещения. В комплексе собора этот более поздний зал является наиболее выразительным.