Собор в Ульме

Он был начат в 1377 г., вероятно одним из членов семьи Парлеров. Продолжал строительство (с 1392 г.) участник постройки Страсбургского собора Ульрих из Энсингена, потом Матвей и Мориц из Эслингена и в конце XV в. Матвей Беблингер.

В современном виде собор представляет собой пятинефную базилику, длиной 124 м, шириной 49 м. Однако таким он стал лишь в XVI в., когда широкие боковые нефы получили дополнительное деление и трехнефный собор превратился в пятинефный.

Он проектировался в зальной системе и лишь в процессе постройки получил базиликальную. Отсюда — все особенности как его общей композиции, так и планового построения. Наиболее показательны в этом смысле отношения между нефами. Разделенные впоследствии, боковые нефы имеют одинаковую ширину со средним нефом. Таким образом, продольное пространство складывается из трех залов, имеющих разную высоту, но одинаковые размеры в плане.

Собор четко делится на три части: подбашенную с выступающим портиком, состоящую из трех квадратных в плане пространств (около 15 х 15 м); основную пятитинефную часть (длина 77 м ) и алтарную часть (глубина 30 м). Трансепта нет; его отсутствие связано с первоначальным замыслом церкви как зальной. Этим же объясняется и отсутствие трифориев. В целом интерьер очень прост.

Богаче наружный вид собора. Контрфорсы увенчаны фиалами и обработаны декоративными нишами. Первый ярус боковых фасадов завершен декоративным карнизом, над которым расположена красивая по рисунку балюстрада внешней галерейки.

Аркбутаны - однопролетные: они легко и изящно перехватывают пространство между средним нефом и контрфорсами.

Западный фасад особенно декоративен. Его высокая башня (161 м) увенчана ажурным каменным шатром.

Собор в Ульме обладает большой выразительностью, ясностью и органичностью образа. Сочетание принципов зальной церкви с принципами базиликальной схемы получило здесь своеобразное воплощение.