Храмы и церкви Чехии и Словакии

Наиболее древние церкви, незначительные остатки которых сохранились до наших дней, относятся уже ко второй половине IX в. Таковы храмы, фундаменты которых обнаружены при раскопках в 1948—1950 гг. возле бывшей столицы Великой Моравии, около города Угерске Градиште на р. Мораве.

Сооруженные из тесаного камня, они близки византийским храмам типа Килиссе Джами. Один из них (№ 1, «на валах») состоит из прямоугольного (8,5×7,25 м) нефа и апсиды. Структура плана и некоторые найденные части позволяют предположить наличие над нефом купола. Второй — (№ 2, «на шпигальце») состоит из прямоугольного нефа, апсиды с востока и нартекса с запада. Общая длина 18 м, ширина 7 м. Возможно, что неф был увенчан куполом, опиравшимся на четыре столба, а остальные части имели своды.

В Пражском Граде под полами Вацлавской капеллы собора св. Вита еще раньше были открыты фундаменты ротонды св. Вита (926—929 гг.). Тип ротондальных храмиков с апсидами имеет много общего с храмами южных славян. Первая из известных славянских христианских ротонд с апсидами находится в Задаре (Югославия).

В культовой архитектуре романской эпохи, с одной стороны, продолжались традиции ранних круглых храмов, с другой стороны, в это же время начали строиться базиликальные храмы.

На рубеже XI и XII вв. и в начале XII в. в Праге было построено несколько храмов-ротонд, близких по типу к ротонде св. Вита. До нашего времени сохранились ротонда св. Мартина в Вышеграде, ротонда св. Креста в Старом городе и ротонда св. Лонгина-Стефана в быв. посаде Рыбничке. К ним примыкает церковь св. Яна «на Забрадли», состоящая из квадратного в плане объема, заключенного между четырех полуцилиндрических конх.

Во второй половине XI в. в Пражском Граде на месте ротонды св. Вита была построена трехнефная базилика с двумя апсидами с востока и запада и криптами под ними. Тогда же в Вышеграде была построена небольшая трехнефная базилика св. Лаврентия, а в XII в. в Граде появилась также трехнефная романская базилика св.Георгия (в одноименном монастыре), хранившая свой интерьер с деревянным покрытием среднего нефа, мощными столбами низа и трехмастными проемами эмпоп.

Романские монастырские и приходские храмы в Моравии и Словакии строились главным образом из тесаного песчаника. Широкое распространение получили сводчатые покрытия. О высоком уровне обработки камня свидетельствуют перспективные порталы храмов в Заборжи (конец XII в.) и в Тишнове (середина XIII в.).

Среди монастырских построек выделяется Страговский монастырь (Прага, близ Градчан), основанный в 1142 г. и сильно перестроенный впоследствии. К монастырскому храму, имевшему три апсиды и деревянные покрытия, примыкали клуатр и бытовые постройки. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о высоком уровне строительной техники (тщательная теска квадров и кладка арок, каменный водопровод).

Первые элементы готики появились в чешской культовой архитектуре около середины XIII в. В упомянутом выше храме в Тишнове появляются стрельчатые арки, столбы становятся тонкими, как и стены, усиливаемые контрфорсами.

Монастырский храм в Тршебиче с толстыми стенами, небольшими окнами и романскими арочными поясками имеет стрельчатые арки, сильно вытянутый по продольной оси алтарь и восьмичастные крестовые своды.

Эти храмы относятся к середине XIII в.. а во второй половине его появляются нервюрные своды с простой профилировкой нервюр, окна вытягиваются кверху, перекрываются стрельчатыми арками и делятся тонкими колонками на две или три части, интерьеры становятся просторнее и светлее (церкви монастыря Агнесы в Праге, монастыря Злата Коруна, в Вишни-Броде, Ческе-Будейовице и др.).

Наиболее выдающимся культовым сооружением чешской готики является собор св. Вита (начат в 1344 г.), построенный в Пражском Граде на месте более раннего храма того же названия и задуманный как главный храм Чехии, прославляющий могущество государства.

Под руководством и по проекту французского зодчего Матье из Арраса (умер в 1352 г.) были возведены стены нижнего яруса хора с восемью капеллами и девять пилонов обхода хора.

Преемником Матье с 1353 г. стал Петер Парлерж (1330— 1399 гг.), сын строителя церкви св. Креста и Швабском Гмюнде Генриха Парлера из Кёльна. Постройку с 1397 г. продолжали старшие сыновья Петера Парлержа Вацлав и Ян. Архитектурная школа Парлержа повлияла на дальнейшее развитие готики не только в Чехии и Словакии, но и в соседних странах.

Строительство собора продолжалось до начала гуситских войн, было возобновлено во второй половине XIX в. и закончено на основе сохранившихся проектов Парлержа только в 1929 г.
Петер Парлерж построил обход хора с ризницей и капеллами (в том числе и капеллу Вацлава), верхний ярус и своды хора (окончен в 1385 г.), заложил южный портал трансепта и южную башню (высотой 96,65 м), законченные сыновьями Петера.

План хора был зафиксирован уже Матье Аррасским. Простой схеме плана соответствует ясность и простота общей структуры и архитектурных членений интерьера хора, построенного Парлержом. Большие оконные проемы и высокие боковые окна верхнего яруса над трифориями освещают интерьер, с раннего утра до полудня залитый светом.

Каждый несущий элемент Парлерж трактует как единое целое, свободно устремленное ввысь и свободно переходящее в систему перекрытия. Так, профилированные части встроенных во внешнюю стену пилонов капеллы Вацлава, разветвляясь непосредственно, без капителей, переходят частично в архивольты стрельчатой арки над окнами, частично — в ребра крестовых сводов. Здесь, как и в хоре, Парлерж использовал контраст между ровным цоколем, гладью стены и игрой светотени в профилированной части пилона.

Своеобразие творчества Парлержа яснее всего выступает в сводах хора и в галерее трифориев. Хор Парлерж перекрыл изобретенной им системой сетчатого свода, распространившейся потом в Чехии. Рисунок нервюр образует скрещивающиеся непрерывные ленты, которые переходят из травеи в травею и придают единство всему хору. Галерея трифориев — уникальное в готической архитектуре явление. На внутренних сторонах проходящих сквозь нее пилонов размещены выполненные Парлержом и его учениками 21 скульптурный бюст основателей и строителей собора.

Законченные после смерти Парлержа его сыновьями южные, «златые» ворота, сени южного крыла трансепта и южная башня являются значительными памятниками поздней готики в Чехии.

Помимо собора и башни Карлова моста Парлержом были построены дворцовая Всесвятская капелла в Граде и церковь в Колине на Лабе. Бесспорно участие Парлержа и его мастерской в строительстве Тынской церкви в Старом городе Праги, хора церкви Варвары в Кутной Горе и незаконченного из-за гуситских войн храма Скалицкого монастыря.

Период поздней готики начинается после гуситских войн, с 40-х годов XV в., и продолжается до начала XVI в. Большое распространение получают зальные здания, двух- и трехнефные.

Ранними памятниками зального типа являются церкви св. Духа в Праге (1340— 1360 гг.) и св. Апполинарии там же (1362— 1376 гг.), а также основанная еще в 60—80-х годах XIII в. двухнефная, так называемая «Старо-новая» синагога в еврейском квартале Старого города Праги, перестроенная после пожара 1316 г. Зал размером 8 на 14 м разделен двумя колоннами, на которые опираются крестовые стрельчатые своды.

За пределами Праги в XIV в. строилось много зальных церквей — двухнефных (Мильчинский, Тржебонский, Собеславский храмы и др.) и трехнефных (в городах Двор Кралув, Зноймо, Опава, Пиндржихув Градец, Усти над Лабем и др.

Ряд особенностей имела культовая архитектура в Южной Чехии. Здесь на базе традиций школы Парлержа была создана своя архитектурная школа (чешские авторы иногда ее называют «рожемберкской»), создавшая множество вариантов сетчатых, звездчатых сводов и их комбинаций, например, в зале капитула монастыря в Йиндржихув Градце, в зале малого конвента в монастырском комплексе Злата Коруна, в храме в Рожемберке, Чески Крумлове и др.

В XV в. двух- и трехнефные зальные церкви стали ведущим типом в культовом строительстве. Колонны делались тонкими и не имели капителей; нервюры как бы органически вырастали из колонны и опирались на пристенные консоли, а иногда смыкались непосредственно со стеной, создавая мягкие переходы к своду.

Базиликальные храмы строились реже. Наиболее выдающимся из них был начаты еще в 1388 г. с участием Петера Парлержа огромный храм св. Варвары в городе Куна Гора, в центре серебряных рудников Чехии. Прерванное в период гуситских войн его строительство возобновилось уже во второй половине XV в.

В Словакии в XV в. базилики тоже вытеснялись зальными церквами -  двухнефными (в Дравце, Лендаке, Спишской Беле, Матвеевце, Врбове) и трехнефными (приходская церковь в Братиславе, в Спишской Новой Веси и др.).

Во второй половине XV в. из Чехии была перенесена в Словакию система сетчатых сводов, примеры которых можно видеть в Прешове, Кошице Спишской Капитуле, Кежмарке, Бардейове и других городах.

Известны и словацкие мастера сетчатых сводов: мастер Штефан из Бардейова, мастер Ян, строивший в начале XVI в. в Прешове и Бардейове. Обычно в Словакии сетчатые и звездчатые своды имели сдержанную, простую трактовку.