v-sicilii' /> do-fuga' />

Закат эпохи барокко в Риме

Римская архитектура в XVIII в. переживала явный спад. Достраивались многие, начатые в пред/екторами явились Галилеи, Фуга, Сальви.

Проведя свою молодость в Англии и усвоив там английское палладианство, Алессандро Галилеи (1691, Флоренция - 1736, Рим), приехавший в 1730 г. в Рим, лишь с трудом воспринял формы римского барокко. В его произведениях они утратили сочность и выполненные им фасады церкви Сан Джованни деи Фиорентини (1734) и базилики Сан Джованни ин Латерано (1735), по существу, являются провозвестниками эпохи классицизма.

Последние отзвуки барокко в Риме - венец барочной градостроительной сценографии. Так, архитекторами Спекки и де Санктис в 1725 г. была построена знаменитая Испанская лестница. Это блистательный пример архитектурного использования рельефа и сочетания в едином ансамбле целой группы градостроительных элементов. Испанская лестница является в сущности своеобразной площадью-амфитеатром, ступени которой используются римлянами и туристами как скамьи.

Соединив отмеченную обелиском площадку перед церковью Санта Тринита деи Монти и пьяцца ди Спаньа, украшенную берниниевым фонтаном Баркачча, лестница связала вместе с тем две магистрали (виа Систина и виа Бабуино) и образовала новую пересекающую их ось, намеченную лестницей (асимметрия которой незаметна благодаря хитроумному расположению маршей) и улицей Кондотти.

Другой ансамбль - площадь и фонтан Треви, низвергающий потоки воды из искусственных скал, нагроможденных перед дворцом-кулисой (1732-1762, Н. Сальви, скульптор П. Браччи), изображающей триумфальную арку.