Жилища в горных районах Болгарии

Утвердившаяся эстетическая концепция асимметрии в архитектуре привела к созданию не только вариантов внутри одного типа, но и новых типов планировки жилища. Таковы двух- и трехэтажные квадратные в плане дома, возникшие в Восточных Балканах и в Средних Родопах. Напомним, что это районы развития товарного скотоводства, ремесел и мануфактуры в период Болгарского Возрождения.

Занятия эти требовали увеличения площади подсобных и рабочих помещений, мест для хранения сырья. Поэтому жители этих мест сильно расширяли галерею (веранду) второго этажа (дома эти только двухэтажные). В Восточных Балканах килер пристраивали к передней стене кышты вровень с краем галереи.

План дома получил квадратные очертания. Входную дверь в кышту стали делать в углу, где сходятся стены всех трех комнат, для этого пришлось срезать угол и устраивать тамбур. Вход с угла — одна из характерных черт интерьера и более развитого болгарского жилища.

Другим вариантом квадратного горного дома было родопское жилище, где веранда (потон) — закрытое помещение, связанное с низом внутренней лестницей. В потоне выгораживалась комната для гостей (кёшк), которая эркером нависла над первым этажом.

Новой чертой в жилой связи квадратных в плане домов было уменьшение в ней роли кышты, помещения по сути дела группировались вокруг чардака (потона): на Балканах чардак с двух сторон окружен комнатами, в Родопах центральное положение потона еще более выражено, и во многих случаях он проникает внутрь дома.

Потон, самое светлое и просторное помещение в доме, служил не только удобным рабочим местом, но и своего рода парадным помещением: в нем собирались гости во время праздников, а для приема небольшого числа гостей служило досчатое возвышение (пейка), устланное коврами и тканями, или (в более зажиточных домах) кёшк.

Расположение помещений в два ряда в условиях горного рельефа более целесообразно и с конструктивной точки зрения, чем объясняется распространение этой планировки за пределы области, в которой она родилась, и ее дальнейшее развитие. Эту моду разнесли и переселенцы, и строители-отходники.

С этой формой жилища ближе всего связан возрожденский тип дома — наивысшее достижение народной болгарской архитектуры в период до освобождения от турецкого ига. Это уже не областной, а скорее национальный тип жилища. Вместе с тем оно обнаруживает черты сходства с подобными домами у других народов, живущих в южных областях Балканского полуострова: в Македонии, Греции, Албании, Турции.

Это жилище принадлежало зажиточному населению в крупных селах, ремесленных центрах и городах. Дома двух-трехэтажные, все зтажи жилые. Планировка при многокомнатности сложна и разнообразна, но в ней есть одна общая черта: в центре находится прямоугольный вестибюль, «потомок» чардака, вошедшего внутрь дома.

Этот вестибюль — наиболее парадное помещение в доме — с деревянным резным потолком, резными стенными шкафами, деревянными панелями стен или со стенной росписью, с традиционной софой, убранной пестрыми тканями и подушками, которая располагалась у противоположной входу стены со сплошным рядом окон. Большая часть комнат держалась для парадности, домашняя жизнь болгарских чорбаджиев протекала обыкновенно в трех комнатах, так как их культурный уровень и бытовой уклад существенно не отличались от простонародного.

В планировке возрожденского дома симметрия преобладает над асимметрией. Но последняя осталась во внешнем оформлении фасада, в архитектурных деталях, оживляя строгость правильных очертаний здания. Как правило, количество окон по одну и по другую сторону от входа было неодинаковым. Возрожденская архитектура оказала влияние на стиль позднейших построек, включая современные.