Готика в Италии: церкви

При всем значении гражданского строительства в Италии в XIII—XIV вв. о характере итальянском готики дает полное представление лишь церковное зодчество.

Из ранних готических памятников Италии наиболее замечателен монастырь францисканцев с церковью Сан Франческо (начата в 1228 г.), расположенный на вершине холма у края г. Ассизи. К городу обращена входная часть монастыря и портал главном (верхней) церкви с выходом на высокую открытую площадку. Жилые корпуса монастырских келий по задней кромке холма, сооруженные на мощных субструкциях, образуют двор в уровне нижней церкви, объем которой в силу перепадов рельефа служит субструкцией верхней. Мощная кампанила завершает великолепную панораму целого.

Церковь Сан Франческо в Ассизи ясно говорит о характере переработки итальянцами французских образцов готики (в данном случае — собор Сен Морис в Анжере) Готические формы образца (пучкообразные устои и др.) упрощены. Меньшая потребность в окнах позволила в Ассизи сохранить стеновые плоскости и благодаря этому широко использовать фреску. Все это сделало пространство церкви более четким и более спокойным по пропорциям. И все же церковь в Ассизи — одна из наиболее готических по своим формам в Италии XIII в. Это особенно ясно при ее сопоставлении с первыми готическими постройками Флоренции второй половины XIII в.

Подъем зодчества Флоренции во второй половине XIII — начале XIV в. совпадает с апогеем ее демократии и общим расцветом ее экономики и культуры. В эти годы флорентийские зодчие сумели овладеть рациональными началами готической системы (нервюрная конструкция свода), одновременно подчинив ее эстетику духу национальных традиций, наиболее сильных и устойчивых на почве Италии в традициях флорентийского проторенессанса.

Первой в ряду этих построек была церковь Санта Мариа Новелла (трансепт начат в 1245—1246 гг., продольный неф — в 1278 г.) — трехнефная базилика, крытая стрельчатым сводом на нервюрах. Ее главное достоинство — гармоничные пропорции зального пространства, так пленившие Микеланджело, широко раскрытые, высокие аркады (как во всех романских церквах Флоренции), позволяющие просматривать пространство нефов в целом.

Наиболее близкой традициям проторенессанса была во Флоренции тех лет трехнефная церковь Санта Тринита (начата в 1258 г.; закончена не позднее 1290 г., считается творением Никколо Пизано.
Стрельчатые арки среднего нефа выложены из мрамора с чередованием темных и белых полос. По сторонам боковых нефов располагаются капеллы. Они сооружались на средства богатых жертвователей и в дальнейшем закреплялись за ними как собственность.

Прямым учеником Никколо Пизано был Арнольфо ди Камбио, автор флорентийской монастырской церкви Бадии (между 1284 и 1310 гг., переделана в 1627 г.) — трехнефной псевдобазилнки в два арочных пролета по главному нефу и с приподнятой алтарной частью. Стрельчатые арки Бадии, близкие к полуциркульным, опирались на столбы квадратного сечения. К входной стене примыкал вестибюль. Замечателен фасад ее алтарной стены. Гладкие лопатки в сочетании с лентами поясов создают как бы наложенную на стену систему плоских обрамлений, которые делают фасадную стену организованной и стройной. Здесь Арнольфо противопоставил готическому принципу каркаса свое собственное понимание архитектуры, идущее от традиций проторенессанса.

Стилистически близка к Бадии церковь Санта Кроче во Флоренции (начата в 1295 г., закончена после 1383 г., приписывается Арнольфо). Помимо алтарной части, чисто готической по формам, и в Санта Кроче преобладают черты проторенессанса. Огромное светлое пространство церкви поражает своим спокойным величием. Прямым образцом при постройке церкви Санта Кроче послужили раннехристианские базилики Рима: соотношение ширины нефов взято от церкви Санта Мариа Маджоре (1:2,4:1), размеры среднего нефа — от базилики св. Петра. Средний неф, по древней традиции, имеет покрытие с открытыми стропилами. Через широкие просветы арок пространства боковых нефов сливаются с пространством среднего нефа, отчего последнее кажется еще более грандиозным.

Самая поздняя архитектурная работа Арнольфо, прерванная смертью зодчего (1302 г.), — это замысел (модель) и начало постройки нового собора Флоренции Санта Мариа дель Фьоре (1296 г.).

Среди итальянских соборов XIII — XIV вв. собор в Сиене (1220—1377 гг.) и собор в Орвието (начат в 1285— 1290 гг.) являются классическими образцами итальянской готики.

Под прямым влиянием Сиенского собора строился собор в Орвието — в форме романской базилики с полукруглыми арками на массивных колоннах и открытым стропильным покрытием по главному нефу (зодчий фра Бавиньяте; фасад 1310—1330 гг. — Лоренцо Майтани, круглое окно — по проекту Андреа Орканья). В целом фасад собора в Орвието более «готичен», чем в соборе Сиены.

Своеобразно зодчество Умбрии, где получил развитие тип зальной церкви. Типичной зальной церковью является церковь Сан Фортунато в Тоди (1292—1301 гг., достраивалась в XIV—XV вв.). Как и в Ассизи, в церкви Сан Фортунато формы пучкообразных устоев упрощены, трактовка стенного устоя ясно говорит о передаче нагрузки на стену. В более поздних устоях входного звена заметны новые, ренессансные искания.

Другой пример того же типа — трехнефная церковь Сан Доменико в Перудже (1304—1450 гг.; по Вазари, одним из строителей был Джованни Пизано; переделана в XVII в.).

Не столь творческим, как в Средней Италии, представляется церковное зодчество Эмилии и Северной Италии. В одних областях здесь держались старых романских традиций, в других подражали тосканским постройкам, в третьих копировали северные образцы. Однако и здесь итальянцы выдвигали свои собственные решения.

Среди построек Эмилии важнейшая церковь — Сан Франческо в Болонье (1236— 1263 гг., Марко да Бреша; фасад переделан в конце XIV в. Во время второй мировой войны сильно разрушена). Восходя к французским образцам, эта церковь отличается внутри исключительным спокойствием.

В отличие от этой ранней церкви полна готических черт болонская церковь Сан Петронио (начата в 1390 г. Антонио ди Виченце). Церковь была задумана как огромный трехнефный собор с четырьмя башнями, который своей грандиозностью должен был затмить собор Флоренции. Этот замысел был осуществлен лишь частично. Были возведены трансепт с капеллами и одна из башен (окончены в 1481 — 1492 гг.). Фасад остался недоконченным. В Сан Петронио все пропорции по-готически вытянуты. Окна капелл почти уничтожают стену в боковых фасадах, уподобляя их «прозрачным» фасадам северных соборов.

Позднее, чем в Тоскане, был выработан свой тип церкви в Венеции. Этот тип отличают равное число звеньев в нефе и трансепте (по образцу церкви Сан Джованни в Реальто, VI в.), многоугольный в плане хор, круглые столбы. Таковы церкви Сан Джованни э Паоло (1246-1430), Санта Мариа Глориоза деи Фрари (около 1340 - около 1443 гг.); в Падуе - шестиугольная в плане церковь Сант Антонио иль Санто (1232 - 1350 гг.)

Сильные французские влияния сказываются в соборе Генуи (реконструирован внутри после пожара 1296 года между 1307 и 1312 гг.). Его глубокие порталы (XIII в) и башня восходят к французским прототипам, мраморная полихромия - к местным итальянским традициям.

Крупнейший и внешне наиболее «готическии» в Северной Италии - собор в Милане (начат в 1386 г., закончен в начале XIX в.). Строители собора: ломбардцы Симоне де Орсениго, Марко Фризоне да Кампионе, Филиппо дельи Органи из Модены, 1402—1448 гг., Антонио Аверулино (Аверлино), писавший под псевдонимом Филарете, 1452—1454 гг., Джованни Соларио и его сын Гвинифорте. до 1475 г.; французы: Никола Бонавентюр, Жан Миньо; немцы: Ганс из Фрейбурга, Генрих Парлер из Гмюнда, Ульрих из Фюссингена; в XVI в. — Пеллегрино Гибальди (окна и двери главного фасада).

Формы северной готики здесь чисто декоративны. Обилие контрфорсов, аркбутанов и фиалов при общем тяготении сооружения вширь конструктивно не обусловлено. Миланский собор больше поражает количеством затрат и усилий, нежели глубиной и совершенством замысла.